Рисунки Наска: земные проекции звёздных тотемов?
Рисунки птиц и животных могли изображать тотемных предков, и не исключено, что рисунки являются земной проекцией наблюдаемых на небе созвездий-предков.
Рисунки Наска, Перу – гигантские изображения животных, в том числе обезьян, попугаев и пауков. В пустыне Сан-Хосе находится одна из самых мистических загадок Латинской Америки – рисунки Наска, изображающие гигантских животных. Они были сделаны в каменистой почве пустыни и прекрасно сохранились до наших дней. Кто, когда и зачем сделал их – остается загадкой. Некоторые археологи считают, что рисунки были сделаны жителями племени Наска для того, чтобы умилостивить богов. Дело в том, что раньше на мете пустыни были плодородные земли, но за 40 лет засухи они превратились в бесплодный край. Индейца Наска, возможно, пытались таким образом вызвать дождь.
Изображения образованы светлыми линиями, которые получились в результате удаления с поверхности каменистой почвы мелкого гравия, имеющего значительно более темный оттенок, чем земля под ним. Почти все рисунки изображают животных – летящих птиц, паука, рыбу, обезьяну. Но есть геометрические узоры – прямолинейные полосы и символические фигуры, значение которых разгадать трудно.
Темы рисунков можно подразделить на две категории; это фигуры и линии, причем последние либо парные, как трамвайные пути, либо образуют геометрические формы, И поскольку во многих местах они прочерчены поверх рисунков, очевидно, что сперва были выполнены именно рисунки. Это изображения листьев и веток различных растений, фигур животных и птиц, а также непонятных существ, например человека с головой совы и птицы с невероятно длинной, как у змеи, шеей.
Фигуры птиц могли означать места стоянок. Возле них попадаются крупные валуны, по форме и весу удобные для швартовки планеров и самолетов. Есть рисунки птиц без головы и клюва, но с длинной изогнутой шеей. Это напоминает развернутый перед планером трос, или канат.
На плато обнаружено 12 тыс. полос и линий, 100 спиралей, 788 рисунков, среди которых – 50-метровые колибри, попугай и паук, 80-метровая обезьяна, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, ящерица длинной до 188 м., и наконец, 250-метровая птица. Некоторые из геометрических фигур образованы прямыми линиями свыше 8 км в длину.
Одна из особенностей рисунков Наска – все они выполнены одной линией, которая нигде не пересекается. Роспись плато выполнялась в несколько приемов: многие геометрические фигуры пересекают более сложные фигуры, частично зачеркивая их.
Доктор Филлис Питлуги после изучения взаимного расположения звезд в Наска пришла к выводу, что изображение паука задумано как диаграмма гигантского звездного скопления в созвездии Ориона, а сопрягающиеся с этой фигуры прямые, как стрела, линии характеризуют изменение склонения трех звезд в Поясе Ориона.
Известная аксиома А. Я. Гуревича гласит: "Мы должны задавать людям прошлого наши вопросы, и получать их ответы". Это означает, что, знакомясь с древними текстами, необходимо, в первую очередь, учитывать особенности той картины мира, которая была актуальна для авторов текстов и которая, как правило, принципиально отличается от современной картины мира. Это означает, что при встрече с иной культурой наше восприятие всегда подвержено опасности исторической аберрации – например, мы можем, иногда неосознанно, навязать людям прошлого наши проблемы, увидев в их действиях, в их текстах попытку решить эти проблемы.
Примером исторической аберрации является стремление увидеть в изображениях Наска послания внеземным цивилизациям. Но сама мысль о существовании таких цивилизаций должна быть основана на предположении о наличии в космосе по меньшей мере двух систем – изолированных и не знающих о существовании друг друга. Эта идея не органична картине мира традиционного общества. В модели мира этого общества космос – целостная, упорядоченная, самодостаточная система; в мифах космос – тело первочеловека или дом (одно из значений греч. κόσμος – "γξρударственный строй"; слав. *mirъ (рус. мир) это мир-община как проекция мира-космоса).
В космосе, как и в доме, есть разные помещения (уровни), и есть двери , через которые в ритуально отмеченное время происходит общение живых с предками и богами. Это общение в одном пространстве. Небо и звезды – высоко, однако земная и небесная история соединены в одном мифе: люди перемещаются на небо и становятся звездами; на небе живут культурные герои и боги-звезды; у селькупов Млечный путь – след движения мифологического персонажа; в мифологиях американских индейцев широко распространен мотив "жены небесного светила" (в мифах этого типа рассказывается о женщинах-индеанках, которые захотели стать женами двух звезд).
Рисунки Наска можно и нужно интерпретировать как послания, однако эти послания написаны на языке, предназначенном для общения людей и богов – своих богов, на языке, хорошо понятном и тем и другим. Возможно, рисунки Наска выполняли магические функции, наряду с песчаными рисунками гораздо меньшего размера в традиции ика (последние использовались индейцами навахо при врачевании, в ритуалах вызывания дождя и т.п.).