Знаменитые камеи в истории
Одна из лучших в мире коллекций гемм хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Данная коллекция насчитывает около 20 тысяч камей и интальо.
История эрмитажного собрания начинается в 18 веке. Довольно быстро в него вошли известные коллекции гемм Луи Филиппа Орлеанского, де Брейтеля, Жана Батиста Казановы и многих других собирателей. Затем большое количество гемм поступило из собраний Жана Батиста Маллия, В.И Мятлева, Д.П. Татищева, и других.
Самые древние геммы
Одной из самых древних гемм почти четыре тысячи лет. Это резной сердолик красного цвета Крито-Микенской эпохи, на котором изображена сцена охоты.
При раскопках одного из керченских курганов было найдено резное кольцо из прекрасного сапфирина (голубоватого халцедона) с изображением летящей цапли. Поразительно точно передан плавный полет птицы, с ювелирной искусностью вырезаны изящные легкие перья. Установлено, что гемма сделана Дексаменом Хиосцем в 5 веке до н. э.
Камея Гонзага
В Эрмитаже находится и самое совершенное, по мнению искусствоведов, произведение резьбы по камню античного времени - это историческая камея Гонзага.
Это одна из самых крупных гемм. Длина ее 15,7 см, ширина 11,8 см, высота рельефа 3 см. Вырезана она из великолепного трехслойного оникса – верхний и нижний слой темно-коричневые, средний - молочно-белый. В отличие от большинства гемм, на камее Гонзага не один, а два профиля – мужской и женский.
Таких крупных камей в мире насчитывается всего несколько штук.
На первом плане изображен прекрасный профиль царя, на втором – лицо царицы.
Камея Гонзага отличается мастерским использованием красочных эффектов природного оникса.
Редкая красота камня, торжественная высокохудожественная манера исполнения, и героическая трактовка образов – все это делает Камею Гонзага
одним из самых выдающихся памятников античного искусства.
Оникс состоит из трех слоев: средний молочно-белый слой изобилует полутонами, в верхний коричневый вкраплены светлые пятна. Мастер сумел превратить эти недостатки в достоинства: светлые пятна стали изображениями двух голов на чешуйчатом панцире царя – женской – Горгоны и мужской – Фобоса.
Нижний слой оникса темно-коричневый. Из среднего слоя вырезаны фигура царицы и лицо, шея, плечо и гребень шлема царя. Общая окраска слоя молочно-белая с голубоватым оттенком. Участок идеально ровного тона использован для лица и шеи царя. Лицо царицы темнее и в цветовом выражении отличается от лица царя.
Из верхнего коричевого слоя получился шлем, панцирь и волосы царя. Извилистость коричневого слоя оникса мастер использовал для передачи вьющихся локонов.
В Древнем Египте в Александрии при дворе первых Птоломеев появился новый вид резьбы по камню. Там и была создана камея Гонзага в 3 веке до н. э. До сих пор не установлено, кто же изображен на этой великолепной камее. Некоторые учёные предполагают, что на ней вырезаны бюсты Александра Македонского и его матери Олимпии.
Имя замечательного творца камеи неизвестно. Неизвестно также, кто и где владел этой камеей почти две тысячи лет.
Первые сведения о камее появились в середине 16 века, когда она была упомянута в списке личных вещей мантуанской герцогини Изабеллы дъЭсте Гонзага, составленном после ее смерти. Отсюда и название этой камеи.
Довольно долго камея вместе с другими драгоценностями герцогов Гонзага находилась в Мантуе. После смерти Винченцо II Гонзага, у которого не было прямых наследников, в Европе развернулась борьба за наследство между испанскими и австрийскими Габсбургами, с одной стороны, и Францией, с другой. В 1630 году Мантуя была взята и разграблена австрийскими войсками. С камеи содрали золотую опаву, а сам резной камень вместе с другими драгоценностями попал в Прагу ко двору императора Священной Римской империи. Во время Тридцатилетней войны Пражский дворец был захвачен шведскими войсками, а хранившиеся в нем художественные ценности отправили в Стокгольм в музей королевы Кристины Августы, которая стала носить камею как орден на лацкане своего полувоенного мундира.
Поведение и расточительность Кристины вызывало недовольство духовенства и аристократии. После нескольких дворцовых переворотов, не чувствуя твердой опоры, королева отреклась от престола и покинула Швецию, захватив с собой в Рим вместе с некоторыми драгоценностями и камею Гонзага.
Кристина умерла в 1689 году. Ее коллекцию приобрел племянник римского папы Иннокентия XI герцог Брачианский. Почти сто лет камея Гонзага хранилась в Риме, а в 1794 была продана Ватикану. В 1797 году во время итальянского похода войска Наполеона I разгромили папские войска. Папа вынужден был заключить мир с Бонапартом и выплатить контрибуцию, отдав и многие лучшие произведения искусства. Камея оказалась у командующего французской армией и в 1803 году была куплена Жозефиной, супругой Наполеона I. Через шесть лет брак императора с Жозефиной был расторгнут и Жозефина поселилась во дворце Мальмезон, поэтому некоторые искусствоведы камею Гозага называюьт еще мальмезонской.
После поражения в войне с Россией, после взятия Парижа в марте 1814 года cоюзными войсками довольно часто бывал у Жозефины император Александр I. Он сохранил для нее и ее детей крупное состояние. В благодарность Жозефина подарила русскому императору камею Гонзага и попросила у него разрешения сопровождать Наполеона I на остров Эльбу. Александр I подарок принял, но в просьбе отказал, а знаменитая камея была доставлена в Петербург и подарена Эрмитажу.
Путеводитель по Эрмитажу 1971 года даёт говорит, что камея Гонзака хранится в Эрмитаже — 120 зал (зал глиптики), 14-я витрина. Инвентарный номер Ж 291.
Самая большая в мире камея
Самая большая в мире камея (камея Тиберия) хранится в Кабинете медалей в Париже. Сделана она из пластины оникса размером 31 х 26 см и действительно она намного крупнее любой другой известной камеи.
На ней с ювелирной точностью вырезано более двадцати фигур, скомпонованных в три горизонтальных слоя.
Датируют камею началом 1 века н. э., когда правил римский имератор Тиберий. В середине камеи на троне изображен Тиберий. У императора выразительное лицо, большие глаза, прямой нос, атлетическая фигура. Рядом с ним знатная римлянка и два молодых воина – сыновья знаменитого полководца Германика, считавшиеся будущими преемниками Тиберия. Над центральной группой – император Август с ближайшими родственниками. Внизу рельефные изображения побежденных германских и дакских воинов с женщинами и детьми.
В целом камея представляет собой настоящую ювелирную картину в камне с тщательной проработкой лиц, величественными и благородными позами Тиберия и Августа, скорбными, со склоненными головами фигурами пленных варваров. Творец камеи неизвестен.
За две тысячи лет жизни камея много раз меняла хозяев, государства и дворцы.
Когда Древний Рим пришел в упадок, на стыке Европы и Азии, на месте небольшого греческого города Византион в 324 году н. э. императором Константином была основана столица Восточной Римской империи (Византии). В будущем столицу называли Константинополь (ныне Стамбул). Император Константин хотел сделать из нее второй Рим. Началось бурное строительство. Появлялись роскошные мраморные дворцы, сверкающие золотом храмы, большие площади, огромный ипподром, длинные и широкие улицы. Перевезли в Константинополь и личную казну императора, где среди множества сокровищ оказалась и огромная камея.
В 1204 году крестоносцы захватили и разграбили Константинополь. С награбленным исчезла и большая камея. К тому времени она стала более массивной, так как у нее появилась оправа, усыпанная драгоценными камнями и жемчугом, с выполненными из эмали изображениями евангелистов Марка, Матфея, Луки и Иоанна по углам. Оказалась камея у императора Латинской империи, основанной крестоносцами в бывших владениях Византии, Балдуина II, который продал ее вместе с другими христианскими реликвиями французскому королю Людовику IX Святому. В 1341 году уникальная резная картина на камне уже значилась в списке ценностей парижской часовни в аббатстве Сен-Дени, но через два года по распоряжению Филиппа YI камею передали в дар папе римскому Клименту YI.
Прошло несколько десятков лет. Доходы главы католической церкви упали.
Пришла пора продавать церковные ценности. Большую камею приобрел французский король Карл Y Мудрый. Редкостное произведение искусства торжественно передали часовне в Сен-Дени, засвидетельствовав это событие на золотой оправе резного камня.
Великая Французская революция изменила судьбу Большой камеи. Королевская казна стала достоянием народа и ее сокровища выставляют для всеобщего обозрения. Камея попадает в Кабинет медалей, откуда в первые годы XIX века ее вместе с другими ценностями, похищает Шарлье – человек без определенных занятий. Через некоторое время камея была продана в Амстердаме и в городе начались разговоры об удивительном резном камне. Французский консул решил слухи проверить, ему удалось увидеть похищенную знаменитость и через несколько часов похитель оказался в тюрьме.
Камею была возвращена в Париж, когда короновался Наполеон I. Резной камень римского времени с изображением императоров был очень кстати. На камее заделывают трещины, чистят и помещают в пышную позолоченную оправу. Уникальный резной камень Наполеон назвал Великой камеей Франции
.
Следующее событие в истории Большой камеи произошло в 1832 г. когда по приказу короля Великую камею лишили оправы и отправили вновь в Кабинет медалей, где она хранится до сих пор.
Гемма Августа
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
18 × 23 см.
Где хранится: Вена, Музей истории искусств.
На выполненной из оникса так называемойГемме Августа
, датируемой 1 в. н. э., изображен триумф Тиберия в присутствии Августа и Ромы (персонификации Рима). Внизу римские легионеры воздвигают перед группой пленников столп с трофеями, добытыми у побежденных врагов. Тиберий (14—37 гг.) показал себя храбрым полководцем еще при Августе, который назначил его своим наследником.
Gemma Augustea - это барельефная камея, сделанная из двухслойного арабского оникса. Один слой — белый, другой — синевато-коричневый. Её принято датировать 10-ми — 20-ми гг. н. э. и считается, что её создателем был либо Диоскурид, либо один из его учеников.
Мастер старательно вырезал мельчайшие детали, добился яркого контраста между изображением и фоном и эффектно использовал игру теней. Благодаря своим размерам гемма смогла вместить довольно обширную композицию, а работа с ней в значительной степени упрощалась. Её размер — 7 ½ дюймов (19,05 см) в длину и 9 (22,86 см) в ширину, а средняя толщина — ½ дюйма (1,27 см).
Принято считать, что создателем этой геммы был либо Диоскурид, либо один из его учеников. Диоскурид был любимцем Цезаря Августа и его работы, равно как и их копии, высоко ценились в древности. Предполагается, что гемма была сделана в 10-е—20-е гг. н. э., впрочем, некоторые ученые, основываясь на своеобразной интерпретации изображений на гемме, настаивают на том, что на самом деле это случилось на несколько десятилетий позднее.
Если это работа Диоскурида или его последователей, гемма, вероятно, был сделана при дворе Цезаря Августа. Через некоторое время, ещё в античную эпоху, она попала в Византий, возможно, уже после того, как Константин официально перенес туда столицу Империи. Важно отметить, что Август, несмотря на то, что полностью принимал и способствовал распространению императорского культа за пределами Рима, особенно в провинциях, не допускал того, чтобы ему поклонялись как богу в самом Риме. Если эту гемму создали при его жизни (т. е. до 14 г. н. э.), её должны были передать какой-нибудь знатной семье, жившей либо в одной из римских провинций, либо в вассальном царстве. В противном случае, получается, что гемму выгравировали уже после смерти Августа, но тогда получится, что некоторых персонажей с этой геммы придётся идентифицировать по-другому. Есть и такое мнение, что на гемме действительно изображён Август, но сделана она была специально для близкого друга или родственника, возможно, даже жившего в Риме, но он в таком случае должен был быть единственным человеком, кто знал бы о ней.
Впоследствии гемму перевозили по разным местам, о которых нам за неимением источников ничего не известно, но всё это время она оставалась относительно целой и невредимой. В 1246 г. она обнаружилась в сокровищнице аббатства Сэн-Сэрнин в Тулузе, во Франции. Позднее в 1533 г. король Франциск I купил её и привез в Париж, но вскоре ок. 1590 г. она пропала. Через некоторое время её продали за 12000 золотых монет императоруСвященной Римской империи
Рудольфу II. В XVII в. немцы оправили её золотом. Видимо, это было связано с тем, что гемма была повреждена, отломалась её верхняя часть и пропала по крайней мере одна фигурка, возможно, это случилось ещё до того, как её купил Рудольф II, но точно до 1700 г. Сейчас она находится в Музее истории искусств в Вене.