Насекомые, которых мы часто едим, сами не зная об этом
Вы знаете, сколько пауков человек съедает за свою жизнь во время сна? Много! Но это пауки, которых по ночам мы просто не видим, не замечаем, не знаем, это трудно подсчитать. А есть гораздо более очевидный пример того, что мы постоянно едим членистоногих, а сами даже не догадываемся.
Домики-ловушки для мексиканских кошенилей на опунциях.
Вы знаете, из чего делают кармин? Название натурального красителя кармина, он же Е120 (Е — это не только синтетические вещества) образовано от арабского слова, которое означает «кошениль», слившееся с латинским minium – «киноварь». А кошенили – это насекомые рода Dactylopius, самки которых всю жизнь лениво сосут соки растений, а затем попадают в уксус или под нагрев, и из них добывают кармин.
Круглые и по цвету неприметные самки кошенили.
Предполагают, что насекомые вырабатывают краску для защиты от хищников: невзрачные, серые с восковым налётом чешуйки кошенилей дают им шанс замаскироваться, но если кто-то их раскусит или раздавит, он весь перемажется в карминовой краске, выглядит это пугающе, словно кровь:
Раздавив кошениль, окрасишь свои руки кармином, будто кровью! У насекомых, правда, крови нет – одна гемолимфа.
Красящее вещество в теле самок кошенили (самцам повезло больше – они мелкие, зато крылатые, и ради красителя никто их не ловит) называется карминовой кислотой, производное 1-гидроксиантрахинона.
А вот самцу кошенили такое не грозит: он совсем малюсенький.
Карминовая кислота — индикатор кислотности, её цвет меняется в зависимости от pH. Если он равен 3, карминовая кислота станет оранжевой, а чем более щелочная будет среда, тем гуще и краснее получится оттенок.
Цвет кармина описывают английскими словами crimson и scarlet, багровый и багряный соответственно. Это разные оттенки: под первым подразумевается кроваво-красный, вплоть до пурпурного, под вторым – чистый ярко-красный с капелькой оранжевого, почти алый цвет.
Царственный красный цвет, которым в Англии красили мундиры королевской армии, и который сегодняшние медики и биологи используют для гистологических препаратов, а производители еды – для окрашивания йогуртов и рыбы, сладостей и десертов, колбас и напитков, всегда был любим и никогда не выходил из моды. В 2007 году в Турции щепетильные по поводу питания мусульмане даже устроили скандал по поводу того, что кармин добавляли в кока-колу. Однако производители этот слух опровергли.
Издавна любят кармин и в Иране, и в Армении, где на корнях злаков водится араратская кошениль, плотью и «кровью» которой когда-то красили персидские ковры. Это червяк, который прядёт вокруг себя наподобие шелковичного червя. В доколумбовой Америке красный цвет тоже получали из этого маленького животного. Ещё легендарный ацтекский правитель Монтесума заставлял завоеванные города платить ему дань – две тысячи украшенных одеял и 40 мешков кошенили.
В Андах, на плантациях сочных зелёных опунций, и сегодня живёт мексиканская кошениль, Dactylopius coccus, на которой обогащается в основном Перу, где сейчас удерживают монополию в 95% мирового экспорта, продавая почти 650 тонн красителя в год. Учитывая, что тело насекомого содержит 9-12% карминовой кислоты по сухой массе, и что килограмм красителя получается примерно из 80.000-100.000 особей кошенили, можете представить себе масштабы этого производства.
В наши дни химическая промышленность ушла далеко вперёд (пожалуй, здесь можно сказать к счастью), и синтетические красители стоят дешевле и вытесняют натуральный кармин с рынка.
Так что выбирать только "натуральные" продукты и красители... Подумайте дважды.