Современные проблемы экологии и экологическое образование
На современном этапе развития человеческого общества важнейшее значение приобретает экологическая грамотность населения. Сегодня каждый человек, в принципе должен задуматься о своем месте и роли в окружающей среде, а у образованного человека должно быть сформировано экологическое мышление - воспитанная в нем привычка оценивать свои действия с точки зрения последствий, которые могут произойти в сфере его обитания. Эколог - специалист с высшим образованием должен уметь не только охранять природу, рационально использовать ее ресурсы, но и решать качественно новые задачи - прогнозировать изменения окружающей среды и управлять ею. Для достижения этих целей нужна новая система знаний, построенная на единой теоретической основе и выходящая за традиционные рамки биологической науки. Сегодня такой фундаментальной теоретической основы экологии, которая имеет широкий системный межотраслевой взгляд от окружающей среды на все живое, пока еще до конца не разработаны. Многие экологи, в том числе, считающие себя не рядовыми, смотрят с позиции организмов на окружающую среду, т.е. с позиции биологической науки.
Вместе с тем, став в своем роде модной, экология не избежала вульгаризации понимания и содержания. В ряде случаев экология становится разменной для достижения определенных целей, положения в обществе. По этой причине к экологии легко примкнуть, не утруждая себя изучением основ науки. На сегодня таких "примкнувших" к экологии много. Сейчас почти все стали экологами и почти все стали называть "экологией", в том числе охрану природы, охрану окружающей среды, саму природу и начисто смешаны понятия "экология", "природа", "окружающая среда", "природная среда". Так появляются несуразные выражения, в том числе в печати, типа "хорошая и плохая" экология, "чистая и грязная" экология, "Охраняем экологию Иссык-Куля", "охраняем и улучшаем экологию" и т.д. Такое положение никак не способствует экологической грамотности населения. Это признаки экологической неграмотности.
Экологический подход и содержание науки экология не одно и то же. Сущность экологического подхода состоит в том, что предметы и явления объективной действительности рассматриваются как среда того или иного "субъекта". Этот подход может и должен быть достоянием разных наук. Однако из этого не следует, что именно экология должна разрабатывать общие принципы оптимизации природной среды и конкретные пути и способы решения этой проблемы. Разработка фундаментальных теоретических основ оптимизации природной среды - компетенция биологических и географических наук. Остальные естественные науки решают прикладные задачи. Но пользуясь тем, что идея экологии зародилась в недрах биологической науки, и биология является праматерью экологии, биологи до сих пор пытаются вогнать ее в короткое ложе своей науки. По своей общественной значимости - экология давно выросла из той рамки которую определил для нее Э. Геккель. Современная экология уже не биологическая наука. Она цикл знаний включающий в себя раздел биологии, географии и ряда естественных гуманитарных наук. Предметом изучения ее является сохранение функциональной и структурной целостности природно - территориальных комплексов для выживания человеческого общества в условиях сложных взаимоотношений его с природной средой.
На современном этапе развития общества, в эпоху бурного развития науки и техники почти все экологические проблемы возникают во взаимоотношениях человека и природы. Никто не отрицает, что есть изначальная праматерь экологии в виде биоэкологии, давно сложившееся структурой, теоретическими предпосылками. Но, как можно решить проблему увеличения углекислого газа, связанного с этим потепление климата, сказывающегося на состоянии условий жизни людей в рамках биоэкологии. Эта проблема может рассматриваться только с позиции общепланетарных закономерностей развития геосфер (атмосфера, гидросфера, литосфера и биосфера). Они изучаются географической наукой и в недрах этой, зародилось и развивается новое направление экологии - геоэкология.
В биологии есть сложившееся представление об уровнях организации живой материи. Американский эколог Ю. Одум (1975) считает, лучше всего, содержание современной экологии, определять находя из концепции уровней организации жизни. Если расположить эти уровни в иерархическом порядке от микросистем к глобальным системам слева направо, то они выглядят следующим образом: гены - клетка - органы - организмы - популяции - сообщества. Биологи после "сообщества", где они впервые учитывают абиотические факторы, сразу переходят к глобальному уровню - биосфере. Между сообществом и биосферой объективно существуют еще ряд уровней организации жизни. Например, природная зона или тип ландшафта, чем не уровень. "Сообщество" в шландшафтоведении называется "фацией" т.е. это низший уровень природно - территориальных комплексов. При физикогеографическом районировании территорий далее таксономические на возрастающем ранге: урочище - ландшафт - природный район - провинция - зона - материки и глобальный уровень - географическая оболочка. В каждом из этих уровней своеобразно организовано живое вещество. Если мы их расположим в один ряд слева направо от "биологических" уровней, то получится своего рода биологогеографический спектр. Если мы зададимся вопросом, на каком уровне возникают в начале экологические проблемы под воздействием человека, то не трудно заметить, что воздействие человека, обычно начинается, с локальных уровней, с "сообщества" или "фоции"; затем расширяясь распространяется по правой до географической оболочки или биосферы, по левой до молекулярного уровня. Поэтому, современные экологические проблемы лучше всего просматриваются с биолого - географической позиции. Биологи - экологи в основном ограничиваются анализом состояния отдельных факторов (свет, тепло, влажность и др.), непосредственно влияющих на организмы и их популяции. Географы - экологи изучают глубинные связи абиотических факторов (рельеф, климат, воды, почва и т.д.), т.е. они изучают, образно говоря, каркас здания, населенного живыми организмами. По выражению Реймереа Н.Ф. (1994) биолога - эколога не интересует, из чего сложено "здание" - лишь бы в нем были комфортные условия жизни. Географ - эколог, наоборот меньше вникает в чисто биологический анализ факторов жизни, во взаимоотношение жильцов "сложнейшего здания". Его интересует благополучие всего здания, имя которому - Земля.
Сегодня множество монографий, учебников и учебных пособий, научных сборников, брошюр и статей, где рассматриваются экологические проблемы, включая газеты. Они не единодушны в понимании сути экологической науки. Иногда доходят до несуразицы, как сказано выше.
Классическое определение науки "Экология, это наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой". До появления экологической науки, объектом естественных наук были материальные тела, формы движения, процессы и явления происходящие в природной среде. Впервые в качестве объекта исследования науки заявлены системные взаимоотношения.
Биологический энциклопедический словарь (БЭС, 1986) утверждает, что "...экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование систем различных уровней: популяции, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы". Что тогда является объектом изучения самой биологической науки? Взаимоотношение предполагает наличие двух объектов: организмов и окружающей среды. Они изучаются разными науками (биологией и географией). Почему предпочтение должно отдаваться только одной науке?
В последние годы в связи с обострением экологических ситуаций в мире, возникает угроза и самому человеку, происходит быстрое расширение экологии. Вобрав в себя проблемы окружающей среды современная экология вторгается в науки о Земле, так как познание законов формирования природно - территориальных комплексов становится необходимостью для решения экологических проблем.
Для развития и процветания любого организма необходима определенная совокупность условий среды. Для полного понимания проблемы взаимоотношения необходимо тщательно изучить обе стороны, т.е. наряду с организмами и окружающую среду. Ведь окружающая среда разнокомпонентная, объемная и организмы приспосабливаются к каждому его компоненту. Значит они в подчиненном положении по отношению к окружающей среде.
Одной из основных причин возникновения отрицательных явлений во взаимоотношениях человеческого общества и природы является экологическая некомпетентность хозяйствующих субъектов и личностей. Примеры можно привести и из современной жизни нашей республики. У наших граждан не выработались еще экологическое мышление, осознание необходимости сохранения природы, экологическая культура. Для того, чтобы реально оценить результаты своей деятельности в обществе, прямо или косвенно влияющей на окружающую среду, человек должен быть в достаточной степени экологически образованным.
Экологическое образование и воспитание являются важнейшей государственной задачей и должна решаться по следующим основным этапам: начальное семейное воспитание, детские дошкольные учреждения, средняя школа, высшая школа.
На сегодняшний день в нашей республике задачи экологического образования на школьном и вузовском уровне в принципе решены. Элементы экологического воспитания внедрены в младших классах на уроках предметов "Родиноведение", "Естествознание". Многие законы и закономерности развития природных систем рассматриваются на уроках биологии и географии (VI - XI классы). Специальный раздел в школьном учебнике "Общая биология" посвящен основам экологии, и наконец, в 11 классе общеобразовательной школы введен курс "Основы геоэкологии". Программа курса составлена и утверждена МОиК КР еще в первой половине 90 - х годов. Учебник на государственном языке вышел в свет в 1999 году. Перевод на русский язык произведен и в данный момент находится в печати. На этом фоне удивляет позиция разработчиков "Концепции школьного экологического образования", изложенной на Республиканской научно - практической конференции "Экологическое образование для устойчивого развития Кыргызстана" (8-10 ноября 2000 г.), где утверждается, что в республике школьное экологическое образование настолько плохо, что "... в Столице Государства Бишкеке - только в 10 из 80 школ в учебные планы введен отдельный курс экологии". Если специалисты, школьные учителя и др. такого мнения, что говорить об основной части населения. По нашему мнению такая неосведомленность, результат отсутствия единой теоретической базы науки Экология, единой концепции школьного экологического образования.
В государственных образовательных стандартах подготовки специалистов высшей квалификации всех направлений присутствует дисциплина "Основы экологии". Приказом МОНиК КР № 192 от 7 июня 1996 г. утверждена типовая программа по данной дисциплине для гуманитарных, экономических сельскохозяйственных и технических направлений и специальностей, и ректорам ВУЗов рекомендовано обеспечить внедрение данной программы в соответствующие направления и специальности. Другой вопрос, как эта программа внедряется, в отсутствии соответствующего контроля! Лекции по данной дисциплине читают совершенно разные люди, с разным уровнем знаний, в том числе "специалисты" имеющие смутное представление о современной экологии.
Наряду с общей экологической подготовкой всех выпускиников ВУЗов, внедряется подготовка профессионалов. Так же с преподаванием курса "Основы экологии" студентам всех напрвлений и специальностей в нашей Республике ведется подготовка профессионалов - экологов по стандарту направления Е - II (511100) - экология и природопользование. При этом, лицензированы на подготовку экологов почти все ВУЗы Кыргызстана, без учета наличия специалистов, профиля высшего учебного заведения.
Например Ошский технологический университет, готовящий инженерно - технические кадры, готовит экологов не имея профилирующие кафедры, опираясь только на одного доктора биологических наук. Педагогический университет им. Арабаева в 2000 году принял студентов этого направления, при этом по не существующим специализациям, не имея ни государственного образовательного стандарта, ни утвержденного учебного плана.
Занимался образовательной деятельностью по направлению Е - II (511100) "Экология и природопользование" Сары - Агагский (Казахстан) Сельский Университет со своими филиалами в различных городах Кыргызстана. Экологов готовят: КГНУ, БГУ, Иссык-Кульский ГУ им. Тыныстанова,, Педагогический Университет им. Арабаева, ОшГУи еще ряд государственных и негосударственных ВУЗов. Во-первых, есть ли потребность в таком количестве экологов в Кыргызстане? Во-вторых, о каком качестве может идти речь, при такой всеобщей деятельности по подготовке экологов? Вряд ли такая "армия" экологов может улучшить экологическую грамотность населения. Это при условии, когда в системе Министерства экологии должности занимают чаще всего совсем не экологи по образованию.
Осмонов А.О.
к.г.н., профессор. Зав. кафедрой Физической географии
факультета Географии и экологии. КГНУ