Труд и игра
Труд и игра имеют способность усиливать друг друга, взаимопроникать друг в друга . Они родственны по происхождению, по сверхзадаче. В российской научной литературе спор о происхождении игры в основном разрешен в пользу генезиса игры из трудовых процессов.
Исследователь народной культуры В.М. Григорьев отмечает, что игра -это занятие, во-первых, не по обязанности, а добровольное, по желанию, приносящее радость; во-вторых, эта радость непосредственна, свободна от расчета на вознаграждение; в-третьих, игра не похожа на учение, труд, искусство и другие серьезные стороны жизни, но способна во многом воспроизводить, моделировать абсолютно любые из них; в-четвертых, в игре создается на время особый, условный мир, со своими законами.
С.А.Шмаков вычленил ряд положений, отражающих сущность феномена игры. Игра - это самостоятельный вид развивающей деятельности; самая свободная и естественная форма проявления деятельности, в которой осознается окружающий мир, открывается широкий простор для проявления своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения; путь поиска ребенком в коллективах сотоварищей, в обществе, человечестве, во Вселенной; свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание , разум и творчество; главная сфера общения детей.
Подходы к пониманию игры весьма многогранны. Нами уточнено понятие народная игра - это игра популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающая его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями, социально-политическим, экономическим, национальным и другими.