admin

Красная береза

Красной березе, которая является эндемиком и занесена в Красную Книгу Казахстана, в недалеком будущем грозит исчезновение.

Немногие знают, что Казахстан - единственное место в мире, где растет красная береза или береза Ярмоленко.

Более того, ареал ее произрастания более чем незначительный. Растет это редкое растение недалеко от села Нарынкол, Алматинской области в поймах рек Текес и Байынколь.

По мнению специалистов, бедственное положение красной березы вызвано рядом географических, климатических и социальных факторов. Село Нарынкол расположено высоко в горах (2000 метров над уровнем моря) с продолжительным периодом холодов. Расстояние до районного Центра с. Кегень 90 км., до г. Алматы - 340 км., а до областного Центра г. Талдыкорган - 610 км.

Отсутствие постоянной работы и, соответственно, средств для законного закупа и доставки дров вынуждает местное население заготавливать топливо всеми доступными средствами. К несчастью уникальная береза произрастает очень близко от Нарынкола, что только усугубляет ее безрадостное будущее.

Основной причиной сплошной вырубки березы местными жителями является то, что древесина этой породы хорошо горит как в сухом, так и свежем виде. И ехать за дровами далеко не надо, так как большая часть красной березы произрастает в радиусе трех километров от Нарынкола. Более того, вторая подряд холодная зима заметно увеличила уровень незаконных вырубок.

Другая угроза - нерегулируемый выпас скота. Если в Советское время летом весь скот поселка откочевывал на джайляу и на побережья рек, а возобновление березы происходило естественным образом, то в настоящее время из-за отсутствия узаконенных пастбищных угодий для частного подворья идёт ежедневная потрава молодой поросли скотом. Сокращение площадей произрастания березы привело к заболачиванию поймы рек Байынкол и Текес и их заиливанию.

Но главное - это отсутствие информации, - сельские жители даже не догадываются, какое редкое дерево они вырубают. Только в 2004 году было организовано Байынкольское лесничество, которое помимо других функций возложило на себя обязанности по охране красной березы от варварского уничтожения.

Однако, как показала практика, штрафные санкции пока не изменили ситуацию - вырубка медленно, но верно истощает массивы березы Ярмоленко.

Сколько сегодня осталось красной березы в Казахстане, а соответственно, и в мире точно сказать невозможно. По последним данным мониторинга за 1990 год площадь произрастания березы уже тогда составляла немногим более 225 гектаров. С тех пор данные не обновлялись. А ведь в советское время подобные исследования проводились гослесфондом регулярно - каждые десять лет.

Специально делалась космическая съемка, которая давала объективную характеристику состоянию лесных запасов страны. Ныне РКГП "Леспроект", проводить подобные мероприятия на территории Казахстана не в состоянии по причине отсутствия необходимых средств.

Как утверждает житель поселка Нарынкол, по образованию инженер лесного хозяйства Уалихан Басыгараев, только за последние пятнадцать лет объемы красной березы в регионе значительно сократились.

По визуальной оценке, как минимум, на 10-20 процентов. Однако при прогрессирующем истреблении породы в последние годы темпы снижения ее численности будут еще более значительными.

Уалихан Басыгараев говорит, что сегодня найти полноценное взрослое дерево все труднее. Большинство сохранившихся красных берез порослевого происхождения (от срубленных пней), которые и внешне неказисты, да и срок их жизни недолговечен - примерно вдвое короче нормального дерева.

Однако худшее для красной березы, возможно, еще впереди. Отсутствие необходимых санитарных мероприятий может спровоцировать эпидемию какого-нибудь заболевания. Если такое случится, то через несколько лет мы можем навсегда лишиться редчайшего растения. Чтобы избежать подобного сценария, надо регулярно собирать порубочный материал и дезинфицировать пни - места скопления вредителей, проводить санитарную вырубку старых и больных деревьев.

Но для гарантии сохранности красной березы как вида надо оперативно восстанавливать места ее естественного произрастания. Для этого требуется создание сети питомников, которые регулярно могли бы восполнять редеющие березовые рощи.

Нарынкольский лесхоз миссию спасения взять на себя не может (или не хочет) мотивируя это хрестоматийно - денег нет… Первый шаг в направлении спасения краснокнижного растения сделали сотрудники Общественного объединения "Салауат". Их усилиями в прошлом году был заложен первый питомник. Масштабы его, правда, совсем невелики - только полсотки, но в скором будущем специалисты планируют получить из этого питомника первые 30 тысяч здоровых саженцев, а высев семян березы проводить ежегодно.

Однако есть ряд трудностей, которые могут повлиять на дальнейшие перспективы воспроизводства красной березы. Во-первых, выращивание сеянцев до стандартного размера требует как минимум два года, в течение которых они могут погибнуть в силу различных причин. Такие опасения подтверждаются слабой изученностью данного вида культуры, что требует продуманного научного подхода. Сегодня, чтобы минимизировать подобные риски к проблеме подключились известные ученые-ботаники Казахстана.

И, наконец, причина - веяние нового рыночного времени - в дальнейшем после получения положительных результатов по выращиванию красной березы - отсутствие экономической выводы. Такая бесперспективность практически исключает возможность поступление частных инвестиций.

Кроме того, после пересадки саженцев из питомника в места исконного произрастания березы нет гарантии, что они в скором будущем не будут потравлены скотом или через несколько лет не пойдут на дрова.

Одним из альтернативных путей сохранения березы специалисты видят в рекомендации этого красивого дерева для озеленения городов, в частности, Алматы.
И все же, если не принять мер по защите естественных насаждений все старания питомников будут напоминать замкнутый круг - там срубили, здесь вырастили… и так бесконечно, пока энтузиазм не иссякнет.

Необходимо объединить усилия как государственных, так и общественных структур, решить вопрос о выделении пастбищных угодий вне зоны произрастания красной березы, информировать местных жителей.

Тогда возможно красную березу и удастся сохранить для потомков всей Земли.

  • У. Басыгараев, инженер лесного хоз - ва абсолютно некомпетентен в ботанике, объявив б. Ярмоленковской красной березой, редкой и единственной в мире. Эта б. Лишь высокогорная форма Б. Тяньшанской с красной корой. Есть много публикации ботаников об этом и не надо будоражить научный мир.

    Гость Бахытжан
  • Институт общей генетики и цитологии занимается размножением берез, а также березы Ярмоленко в культуре in vitro

    Гость Ирина
  • Институт общей генетики и цитологии находиться в Алматы, в их коллекции помимо 18 видов берез, также имеются осина, несколько видов хвойных, яблоневых, тополевых и т. Д. культур

    Гость Ирина
  • Здравствуйте. Мой отец в прошлом году умер от рака простаты в возрасте 80 лет. У меня тоже диагностируют доброкачественную опухоль. Сегодня я увидела отца во сне, и он сказал, что "вам надо пить красную березу". Люди, может, это лекарство от рака?

    Гость Дарья
  • Вполне возможно и такое, но как узнать? Нужно только самому проверять.

    admin
  • Береза Ярмоленко это не форма березы тянь-шанской. Это отдельный вид Betula jarmolenkoana

    Гость Александр
  • Спасибо!

    admin
  • Помогите приобрести семена красной березы -
    хочу высадить на даче по берегу Малой Алматинки
    в Алматы тел +7 707 307 6718👍

    Гость Анатолий Андреевич