Место Франции в мире
ФРАНЦИЯ В МИРОВОМ СООБЩЕСТВЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
Существует два подхода к определению места Европы в мировом историческом процессе: формационный и цивилизационный.
Коммунизм
Первобытно - общинный строй
Феодальный строй
Рабовладельчесский строй
Капитализм
Авторами формационного подхода являются европейцы. Преобладает европейский способ производства, государственная собственность на землю, иерархичность, замкнутость, минимальность внутренней торговли.
Европа - образец для других стран.
Автором цивилизационного подхода является Освальд Шпендлер. Между цивилизациями нет контактов, они замкнуты. Европа ничего не даёт миру Востока. Цивилизации равнозначны, равноправны: возникновение - развитие - гибель.
Макс Вебер по этому поводу писал: "Современный человек - дитя европейской культуры. Его интересует, какое стечение обстоятельств привело к тому, что европейская культура приняла универсальный характер".
Древние цивилизации воспринимают европейскую модель развития.
СТАНОВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ФРАНЦИИ.
Становление происходило в три периода:
Период античности - 1 тыс. до н. э.
Средневековье - приход франков, возникновение Французского королевства, зарождение культуры, распространение религии.
Новое время - с начала XII века, реформации, взятие Константинополя, зарождение капитализма.
Вклад Франции в становление европейской цивилизации.
Зарождение феодальных отношений.
Страна, на которую опиралась католическая церковь.
Романский стиль в архитектуре.
Классицизм, эпоха Просвещения, возможность веры в разум
Шампанское, ярмарки, Фландрия.
Декларация прав человека и гражданина.
Франция = Европа.
УЗЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФРАНЦУЗСКОЙ ИСТОРИИ.
Что такое феодализм?
Средневековая культура, её возникновение.
Возникновение капитализма.
Великая французская буржуазная революция (XVII век).
ИСТОРИОГРАФИЯ ИЗУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ИСТОРИИ.
Гекатей Минецкий, Геродот - первые упоминания о Франции.
Гай Юлий Цезарь - "Записки о Галльской войне".
Тит Ливий, Тацит - судебники, капитулярий (церковные законы).
VI век - Григорий Турский - первый историограф Франции.
IX век - Эйтард "Жизнь Карла Великого".
XIII век (эпоха крестовых походов) - Роберт Клари - "Четвёртый крестовый поход, завоевание Константинополя".
XIV век - Жуанвиль - "История Святого Людовика IX".
Конец XIV века - Фруасар - "Пьер де Оржеон, Филипп де Камин за королевскую власть".
XVI век - Жан Боден - "О республике".
XVII век - французская академия истории Франции,
Боссюэ - "Рассуждения о Всемирной истории"
XVIII век - Просвещение - Вольтер "Карл IX"
"История Российской Империи при Петре I"
Монтескье "Гильотина - разочарование в разумности"
Начало XIX века - ответ на революцию - "Революционные истории".
Ипполит, Тэн.
XIX век - Огюст Тьери, Франсуа Гизо, Фюсте де Кулант
Новая историческая школа:
Марк Блок, Люссен Февр, Жак Легов, Бродель.
Новую историческую школу интересует материальная сторона жизни, а, следовательно, и психика, ментальность человека. Картина мира, социально-психологические установки - менталитет.
Филипп Ариес "Человек перед лицом смерти", "Ребёнок, семейная жизнь при старом порядке".
Мишель Фуко "Слова и вещи", "История безумства в классическую эпоху", "Рождение клиники", "Надзирать и наказывать".