Дорожные часы и их история
Дорожные часы - дилижансные, каретные и, впоследствии, автомобильные - относятся, наряду с морскими, железнодорожными и авиационными, к приборам специального назначения. Разрабатывая подобные механизмы, конструкторы должны учитывать, в каких условиях придётся работать конкретному устройству, как максимально оградить его от внешних воздействий и как обеспечить владельцу часов наибольшее удобство получения хронометрической информации.
В конце XVII века появились дилижансные часы, внешне напоминающие карманную «луковицу», только большего размера. Их корпус отличало наличие двойного шарнира у подвесного кольца, на котором часы и крепились в дилижансе. Этот шарнир частично компенсировал толчки, неизбежные при дорожной тряске. Корпус часов, обычно серебряный, был прорезным - специально для того, чтобы звон был лучше слышен. Устройство дилижансных часов дополнилось репетиром – механизмом включения боя в любой момент времени по желанию владельца. В 1687 году переносные часы с репетиром запатентовал англичанин Даниэль Кваре (Daniel Quare).
У дилижансных часов в качестве источника звука использовался колокольчик. Знаменитый французский часовой мастер Абрахам Луи Бреге в последней четверти XVIII века изобрёл звуковую пружину - гонг - и применил её в часах с боем и репетиром. Он же создал первые каретные часы - в современном понимании этого слова. Это были небольшие, заключённые в футляр часы прямоугольной формы, с застеклёнными стенками и с ручкой для переноски Удобство при транспортировке определило их использование для военных целей: впервые они были опробованы в 1798 году в наполеоновской армии.
Каретные часы, в отличие от дилижансных, имевших шпиндельный ход были уже достаточно точными приборами времени. В них использовался приставной цилиндровый, а впоследствии и свободный анкерный ход, расположенный за стеклом в верхней части корпуса. Как правило, каретные часы имели будильник, четвертной бой и репетир.
Некоторые репетиры были столь совершенны, что в любой момент времени, по желанию владельца, могли с помощью разных звуковых сигналов дать исчерпывающую информацию о текущем времени: одним тоном отзвонить час, другим - четверть часа, третьим - оставшееся количество минут. Заботясь о человеке, отправившемся в странствие, часовые мастера снабжали часть каретных часов сложными циферблатами с указанием временных и астрономических величин, а также другими дополнительными устройствами, не связанными с измерением времени - компасом, барометром, термометром. Такой многофункциональный прибор был настоящим помощником в любом путешествии: с компасом можно было наметить маршрут и не сбиться с пути, барометр и термометр подсказывали, стоит ли вообще в этот день отправляться в дорогу.
Строгая благородная форма каретных часов не менялась на протяжении всего XIX века. Как правило, их каркас изготавливали из латуни, используя минимум украшений - золочение, гравировку. Выпускали и более роскошные часы - овальной формы, с росписью по эмали. Но это были уже не каретные или «походные», а настольные часы для украшения интерьеров. Понятие «каретные часы» сохранилось и в наши дни. Конечно же, их никто не берёт с собой в дорогу, но ручка для переноски часов по-прежнему напоминает о беспокойном прошлом их предшественников.