Художественные изделия из камней самоцветов
Несравненные и удивительные по красоте вещи делают мастера-камнерезы из каменных глыб, украшая их тончайшей резьбой, полируя, раскрывая самые замечательные свойства камня-самоцыета. Такой камень по характеру его использования называют поделочным камнем, но у него есть и другое название, которое появилось благодаря яркой и часто необычайной окраске, превосходно выявляющейся на полированной поверхности: второе название – цветной камень, или камень-самоцвет.
Камнерезами России и других стран мира созданы художественные изделия из цветного камня, некоторые из изделий известны на весь мир. Многие уникальные экспонаты хранятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже. Эрмитаж является настоящей сокровищницей изделий из цветных камней, не имеющей равных в мире. Здесь находится около 500 крупных изделий русских мастеров: декоративных ваз, чаш, торшеров, столешниц и других предметов, и одна из лучших в мире коллекций резных камней-гемм.
Вазы из лазурита и малахита, орлеца, строгих порфиров, яшм и других самоцветных камней поражают своей красотой, рисунком и окраской. Все они служат произведениями высокого мастерства и являются образцами исторических художественных стилей.
Яйцевидные вазы, выполненные из плотного порфира – это первенцы русской камнерезной промышленности, изготовлены они на Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской фабриках в 18 веке - 1780–1790 годах. Вазы эти строгой формы и строги по убранству, а полированная поверхность природного камня настолько хороша, что не нуждается ни в каких украшениях. Украшения только перебивали бы рисунок камня и мешали его восприятию. В этих изделиях красота камня выступает в чистом виде.
Другие декоративные вазы и чаши работы начала 19 века связаны с творческими замыслами знаменитого архитектора А.Н. Воронихина. Так, большая ваза Колыванской гранильной фабрики выполнена из серо-фиолетового порфира и богато убрана золоченой бронзой. Хотя бронза занимает важное место в украшении вазы, камень с его изумительным цветом и полировкой прекрасно использован мастером Ф. Стрижковым - его красота удивительна. Горло вазы украшено широким поясом из виноградной лозы, в виде венка лежащем на ее плечах
. Низ тулова покрыт крупными ажурными пальметками – скульптурным орнаментом в виде стилизованных пальмовых цветов.
Другая ваза из темно-вишневого порфира - с крышкой, увенчанной бронзовым фонтаном. Тела дельфинов из золоченой бронзы изогнуты в виде ручек. Оплечье этой вазы украшено сплошным бронзовым поясом из бронзы, орнаментированным фигурами дельфинов и кустами камыша. Низ вазы украшен украшен розеткой из листьев и побегов тростника.
Над изготовлением знаменитой на весь мир гигантской чаши (на фото слева - названа она "Царица ваз") овальной формы из зеленой с волнистым рисунком ревневской яшмы трудились почти пятнадцать лет лучшие мастера Колыванской фабрики. Огромную глыбу яшмы добыли в 1829 году на склоне горы Ревневой, в 45 км от Колыванской фабрики. Сначала камень обрабатывали на месте вручную, а затем отправили на фабрику. Для перевозки камня потребовалось около тысячи человек с рудника и селений. Ваза из ревневской яшмы изумляет природной красотой и массивностью монолита, но еще больше - прекрасной работой, равной себе эта ваза не имеет во всём мире.
У основания чаши стоит мраморная доска, надпись на ней дает представление о труде, вложенном в ее изготовление: Чаша сия сделана на Колыванской шлифовальной фабрике из ревневской яшмы по рисунку архитектора Мельникова: в поперечнике 7 аршин (506 см), вышиною с пьдесталом и ножкой – 3 аршина 10 вершков (260 см), весом более 1200 пудов (19 200 кг). Камень добыт в 1829 году унтершихместером Колычевым и осекался на месте два года, чаша совершенно окончена в начале 1843 г. Отправлена с фабрики под наблюдением бергешворина 12 класса Ивачева с доставлена в С. – Петербург в августе того же года. Во время следования сухим путем до реки Чусовой на расстоянии двух тысяч верст зарягались под нее от 120 до 160 лошадей
.
Стоимость вазы по оценке Колыванской фабрики 30 284 рубля серебром. Сегодня у нас другие деньги, но стоимость вазы, пожалуй, можно определить суммой настолько огромной, что она покажется астрономической.
Из-за колоссальной тяжести чаши под неё подведён специальный фундамент.
Такие вот удивительные и уникальные изделия делали мастера прошлого. Сегодня этими изделиями мы можем любоваться в музеях.