Огранка камней
Огранка – это способ обработки камня, при помощи которого он (камень) получает определенную форму.
Форма камня играет очень важную роль в ювелирном деле. От типа, точности и тщательности огранки во многом зависит выявление всех свойств камня: оптических и колористических (цвет, блеск и т. п.).
Ограненным считается камень с плоскими полированными поверхностями – гранями.
Ограненные камни обычно изготовляют из прозрачных камней, но гранят также и некоторые непрозрачные камни. Отражения от наружных и внутренних поверхностей граней дают множество сверкающих пятен света, которые появляются и исчезают при малейшем изменении положения камня. Эти отблески придают сверкание и игру даже совершенно бесцветным прозрачным камням.
Степень игры и блеска зависит от оптических свойств камня и взаимного расположения граней.
Идеально прозрачный ювелирный материал может быть превращен искусным мастером в прекрасные искрящиеся драгоценные камни. И наоборот, из отличного материала могут быть сделаны тусклые и безжизненные камни, если не будут учтены оптические свойства, которые обеспечивают сверкание и игру. Так что здесь очень многое зависит от мастера. Поэтому огранщики всегда ценились. Хороших мастеров гранильного дела не так уж много. Для того чтобы алмаз превратился в бриллиант, на предприятиях трудятся сотни людей. И мастера-огранщики окончательно совершают это удивительное превращение.
В наше время огранке подвергаются около 230 видов камней.
Природа одарила многие виды драгоценных камней сверкающими гранями, в которых игра света очень богата, в которых выступают цвета, придающие камню неповторимость. Происходит это потому, что, когда луч света переходит из окрудающего воздуха в прозрачный камень, он меняет свое направление – преломляется. Величина преломления зависит от свойств камня, а также от угла, под которым лучи падают на камень.
Также некоторое влияние на величину преломления могут оказывать примеси в камне или изменения в его химическом составе.
Для определения углов граней с целью получения лучшего блеска и игры ювелиры используют число, которое называется показателем преломления. Это число показывает, какова преломляющая сила того или иного прозрачного материала.
Для изучения и идентификации драгоценных камней применяют специальный оптический прибор – рефрактометр, с помощью которого можно непосредственно измерить преломление светового луча и получить значение показателя преломления определенного камня.
При огранке камней показатель преломления имеет очень большое значение. Камень, у которого больший показатель преломления, отражает свет значительно лучше, чем камень с меньшим показателем. Например, у алмазов отражательная способность настолько велика, что отражения от поверхности вносят огромный вклад в общий блеск бриллиантов и делают их ослепительно прекрасными и неповторимыми.
Кроме того, свет, проходящий через ограненный камень, преломляется при вхождении в него, затем проходит до задних граней, отражается от них и выходит наружу через верх камня.
Камни с более высокими показателями преломления лучше преломляют свет и поэтому выглядят более сверкающими, если мастер сумел проявить свое искусство и правильно огранил камень, обеспечив при огранке такое расположение граней, которое максимально раскрывает богатство камня.
Камни, в которых цвет только угадывается, представляют небольшой интерес, также мало интересны камни, которые кажутся почти непрозрачными, черными.Однако э ти недостатки огранщик может исправить, изготавливая из одних камней толстые пластинки, а из других – тонкие.
В любом ограненном камне углы, под которыми располагаются его грани, выбирают таким образом, чтобы придать камню максимальный блеск. И эти углы выбраны не случайно.
В турмалине, как и в некоторых других камнях, прозрачность различна в разных направлениях, а в рубине и сапфире цвет сильно меняется.
Восхищение издревле вызывают чистые цвета – огненно-красный рубина, царственно-синий сапфира, зеленый цвет изумруда, золотисто-желтый – топаза. Они сохраняют чистоту окраски даже при искусственном свете, а некоторые сапфиры пропускают достаточно много красного цвета и вечером становятся пурпурными.
Цвет камня может меняться также и от направления наблюдения. Например, при наблюдении сбоку цвет турмалина может быть ярко-зеленым, а при наблюдении вдоль – темно-коричневато-зеленым. Это т.н. дихроичные минералы - окрашенные в два цвета.
Дихроизм может быть сильным, слабым или совсем незаметным. Огранщику необходимо выбрать в кристалле ориентировку камня для ступенчатой (к примеру) огранки, чтобы максимально выявить цвет камня.
Иногда камни с сильным дихроизмом в одном направлении окрашены намного лучше, чем в другом. Огранщик тщательно изучает каждый кристалл, чтобы определить, какую окраску он имеет в различных направлениях и в каком из них нужно ориентировать камень, чтобы после полной обработки при наблюдении сверху выявлялся наилучший цвет. Голубой сапфир при взгляде сбоку выглядит зеленым, а вдоль оси проявляется его замечательная голубая окраска.
В некоторых сацветах дихроизм сразу заметен, в других его заметить сложно. Дихроизм не нужно путать с цветовой зональностью, или наличием нескольких различно окрашенных участков в необработанном камне.
Из немногих просвечивающихся камней особо выделяется опал. Он инекоторые другие минералы ценятся благодаря оптическому эффекту, который создается на поверхности камня. Эффект похож на тот, который создается на поверхности мыльных пузырей.
Как свет отражается от наружной поверхности камня, так же он отражается и от внутренних граней. Часть света, падающего на поверхность камня, всегда внутри него преломляется, но свет, который попадает на задние грани внутри камня, полностью отражается. Здесь очень важно, под каким углом падает свет на задние грани: если угол слишком велик, свет пройдет через эти грани и выйдет наружу, а не появится наверху камня. Этим объясняется тусклость камня при плохой огранке.
Углы граней оказывают влияние на качество огранки, а степень наклона граней определятся показателем преломления камня.
Очень важен индивидуальный подход мастера к каждому камню. Несмотря на то, что угол от камня к камню меняется незначительно, мастер обязательно учитывает это при его обработке.
Подготовка к огранке
Огранке камня предшествуют специальные расчеты для установления нужной формы, максимального сохранения массы камня, обеспечения при этом наилучшей игры света.
Углы для верха и низа для каждого камня приводятся в специальных ограночных таблицах, инструкциях и методиках. Такие материалы выпускаются для ювелиров.
Некоторые драгоценные камни обладают двупреломлением – особым оптическим свойством, при котором лучи света, входящие в ограненный камень, расщепляются на два отдельных луча. Особенно сильное двупреломление наблюдается у кальцита. Смотрите фото справа.
Блеск, текстура, богатство красок самоцветов раскрываются в результате механической обработки, когда учитываются их важные оптические свойства и обязательно учитываются при правильной огранке.
Например, при слишком плоской огранке, лучи света, входящие в камень сверху, падают на задние грани под большим углом и, не отразившись, выходят наружу. При такой огранке камень будет выглядеть блеклым.
При слишком глубокой огранке лучи света также выходят из камня через них, хотя один раз они полностью отражаются от задней грани.
Только при правильной огранке, когда лучи света полностью отражаются и выходят через верх камня, достигается игра и сверкание драгоценного камня.
Самая широкая часть камня – рундист – используется для закрепления камня в оправе. Его стараются сделать поменьше, но не настолько, чтобы он мог сломаться. Над рундистом возвышается часть камня, которая называется коронкой, эта часть состоит из небольших граней, которые окружают самую большую грань – площадку.
Большая часть света, которая входит в камень и выходит из него, проходит через площадку.
Нижняя часть камня – павильон – состоит из небольших граней, сходящихся в одной точке. Грани павильона нужно обрабатывать под соответствующими углами для получения максимального блеска камня. Для углов граней коронки возможны значительные колебания, так как это не очень влияет на уменьшение блеска.
Идеальные углы, обеспечивающие максимальный блеск, приводятся в ограночных таблицах. Они устанавливаются на гранильном станке, благодаря чему готовый камень приобретает правильные пропорции и сверкающие грани.
Если пропорции у каня выбраны так, что обеспечивают максимальный блеск и игру, то площадка обычно составляет около 50% диаметра камня. При прямоугольной ступенчатой огранке она составляет 50% ширины.
Высота верха или коронки обычно равняется трети высоты камня, а высота павильона составляет две трети общей высоты.
Камни для колец обычно имеют ступенчатую огранку, в этих случаях пропорции должны быть сильно изменены.
Когда камень слишком высок, в кольце он выступает снизу из оправы и царапает палец, поэтому ювелиры занижают высоту крупных камней. При этом, к сожалению, снижается отражательная способность задних граней, так как огранка выполняется при углах меньше рекомендованных.
Опытные мастера рекомендуют для ювелирных целей не огранивать крупные камни с соблюдением правильных пропорций. Пропорции выдерживают лишь при для небольших камней.
интересная статья. Приглашаю за выбором хороших ограненных камней в нашу группу Огранка камней - vk.com/ogrankakamnei