admin

Минералы группы берилла

Геолог А. А. Малахов называет пятерную симметрию (она встречается у очень многих цветков) симметрией жизни (В мире реальной фантастики, Свердловск, 1965). И верно, ведь та же самая пятерная ось управляет существованием морской звезды и морского ежа. Окаменевшие членики морских лилий, населявших миллионы лет назад теплые моря, и по сей день хранят пятилучевую звездочку — дырочку — срединный канал, шедший через весь стебельживотного.

Почему же в море нет, например, шестилучевых звезд? Почему так много на свете пятилепестковых цветов и почти никто из них не отрастил шестого лепестка?

А вот зимой мы наблюдаем другую картину.

Но стоит только опуститься на землю зиме, и с неба сыпятся шестилучевые звездочки. Почему же у снежинок всегда шесть лучей, а у цветков - обычно пять? Мы не можем не отметить здесь тот в высшей степени замечательный факт, — пишет известный академик кристаллограф А. В. Шубников, — что среди представителей живой природы, пожалуй, чаще всего встречаются как раз простейшие из невозможных для затвердевшего окристаллизованного мертвого вещества виды симметрии (пятерная симметрия)

А почему так? Ответ на этот интересный вопрос можно попытаться найти у крупнейшего советского кристаллохимика Н. В. Белова.

Кристаллографический запрет 5-ной оси, как известно, определяется невозможностью согласовать ее… с решеткой, с решетчатым состоянием кристаллического вещества. И потому можно думать, что 5-ная ось является у мелких организмов своеобразным инструментом борьбы за существование, страховкой против окаменения, против кристаллизации, первым шагом которой была бы их поимка решеткой.

В противоположность живым организмам, в мире кристаллов плотная, стабильная упаковка атомов в кристаллической решетке — это идеал, к которому стремится природное кристаллическое вещество; ведь чем прочнее, симметричнее их структура, чем надежнее уравновешены частицы вещества, тем труднее их разорвать, тем прочнее сам кристалл и больше его кристаллизационная сила, т. е. тем больше повышаются и его шансы на образование и сохранение.

Даже самое первое знакомство с минералогией показывает, что шестерная, или, как говорится в кристаллографии, гексагональная, симметрия — хороший вариант надежной  и крепкой кристаллической решетки: более 8 % детально изученных довольно часто распространенных минералов компонуют свои ионы вокруг оси шестого порядка. Это и шестигранные столбики апатита, и утолщенные таблички нефелина, и розетки молебденита или схожего с ним графита.

Но самые совершенные, самые красивые и популярные из гексагональных минералов - это, несомненно бериллы.

Их стройные вытянутые по шестерной оси кристаллы похожи на граненые колонны или на шестигранные кубки. Горняки любовно называют их стаканчиками.

Гексагональная симметрия бериллов начинается на уровне их кристаллической решетки. Основу их структуры составляют кремнекислородные кольца: в каждом кольце 6 атомов кремнезема и 18 кислорода. Поэтому бериллы и называют кольцевыми силикатами. Связанные ионами бериллия и алюминия, одно над одним поднимаются кольца вокруг невидимых осей шестого порядка, выстраиваясь в колонны, точнее, в трубы: серединки этих колонн остаются полыми.

Не случайно бериллы напоминают многоцветье цветочных лепестков: голубые, синие, розовые, оранжевые, бледно-желтые, янтарные, зеленые всех оттенков, молочно-белые, едва уловимого цвета оконного стекла и вовсе бесцветные.

Бериллы вносят свою характерную, им лишь свойственную гамму в радугу минералов. Их окраски разнообразны, но всегда очень чисты и спокойны, прозрачность кристаллов позволяет ясно проявиться самым легким оттенкам.


  1. Пять бериллов различной расцветки
  2. Три аквамарина разной расцветки
  3. Технический берилл
  4. Гелиодор (жёлтый берилл)
  5. Аквамарин
  6. Гелиодор
  7. Огранённый аквамарин
  8. Огранённый аквамарин
  9. Бледно-зелёный аквамарин
  10. Изумруд в породе
  11. Огранённый изумруд
  12. Светлый берилл
  13. Огранённый кристалл светлого берилла
  14. Воробьевит (розовый камень)

Жёлтые бериллы

Тонкие кристаллы, похожие на граненые бокалы с легким сухим вином. Их называют гелиодорами в честь Гелиоса — бога Солнца. Кристаллы гелиодора и правда словно наполнены светом и теплом солнца.

Винно-желтые бериллы издавна составляют славу пегматитов Урала. Иногда можно видеть, что головки гелиодоров венчает не только плоская базальная шестисторонняя грань, как обычно принято у бериллов: в том месте, где две грани шестигранной призмы накрываются плоской крышечкой базиса, у гелиодора сверкают изящные треугольники шестигранной пирамидки. Эти кристаллы выросли в идеальных условиях природного автоклава — миароловой пустотки, они совершенны как дерево, свободно раскинувшее ветви на солнечной поляне.

Зелёные бериллы

Зелёный, пожалуй — это любимый цвет пегматитовых бериллов. Он ближе всего легкому цвету листа свежего салата или незрелого яблока. Таковы бериллы Бразилии, Адун-Чолона и незабываемые бериллы Украины. Забыть эти кристаллы невозможно: они отличаются от всего, что вы когда-либо могли видеть. Они прозрачны и чисты, но каждая грань призмы несет неповторимый узор глубоких неровных бороздок, а базис покрыт маленькими пирамидками, подчас вытянутыми в острые шипы. Если кончики кристалла к обоим концам утончаются, словно подтаявшие, их так и называют сосульки. Это травленые или частично растворенные бериллы. Через полость, где росли эти кристаллы, сочились поздние едкие щелочные растворы.

Некоторые кристаллы, особенно мелкие, истаяли без остатка, иные превратились в некрасивые кургузые обсоски. Но многим из них природное травление придало, как ни странно, своеобразие, привлекательную индивидуальность.

Самые типичные из зеленых бериллов - это не нежные призмочки Урала, не травленые сосульки Украины и Адун-Чолона. Самые типичные бериллы — непрозрачные, мутные светло-зеленые бериллы пегматитов. Они бывают от нескольких сантиметров до целых метров, масса их подчас достигает нескольких тонн. В Испании из таких исполинов делали в горных деревушках притолоки дверей и даже целые колонны. В старофранцузской легенде о Тристане и Изольде сказано, что когда король Марк узнал о смерти любящих, он переправился за море и, прибыв в Бретань, велел сделать два гроба: один из халцедона — для Изольды, другой из берилла — для Тристана. Скорее всего, речь идет здесь именно о светло-зеленом пегматитовом берилле. Эти породы — самая давняя и испытанная руда бериллия.

Голубые бериллы - аквамарины

Этот цвет, редкий в мире минералов, для бериллов не редкость. Голубые бериллы даже имеют свое красивое и точное имя — аквамарины.

Аквамарина в переводе с итальянского — морская вода. Такое название мог изобрести только человек с живым воображением и влюбленный в синеву моря. Точнее не сказал бы никто. Аквамарин… Тут ощущается не только цвет, но и прозрачность камня, словно наполненного свежей и прохладной морской влагой.

Самые светлые аквамарины почти не имеют цвета. Только слабый намек на цвет — как море в стакане воды! Положите такой кристалл в чистую морскую воду, и он словно растает.

Есть небесно-голубые аквамарины без всякой примеси зелени. Эти камни прекрасны!
Кристалл берилла.

Если вы хотите представить цвет настоящего аквамарина, вам придется нырнуть в море; и тогда, медленно, с открытыми глазами всплывая сквозь прозрачный слой воды навстречу небу и солнцу, вы увидите свежий, веселый и красивый цвет классического аквамарина, уральского аквамарина!

В копях Мадагаскара или Ройялстоуна (штат Массачусетс, США) встречаются камни очень глубокого и яркого синего цвета — цвета моря на горизонте. Таким образцам просто нет цены!


Камея Октавиана Августа, на аквамарине.
Все оттенки этого камня так или иначе связаны с оттенками моря. Наверное, именно поэтому аквамарин в Древней Греции был любимым талисманом моряков и путешественников. Аквамарин выступал и как символ побед в морских сражениях. В Бостоне (США) в Музее истории искусства хранится великолепная резная аквамариновая камея прославленного римского императора Октавиана Августа, победителя на суше и на море. Октавиан в образе повелителя морей Нептуна отважно правит квадригой гиппарионов — мифических морских коней с летящими голубыми гривами и свитыми в кольца драконовыми хвостами. Сравнительная мягкость аквамарина (его твердость по шкале Мосса 7 - такая же, как у кварца) позволила мастеру тонко смоделировать детали миниатюрного барельефа.
Кристаллы берилла и аквамарина.

Есть у аквамарина еще одна особенность. Так как причиной его окраски служат ионы стойкого хромофора — двухвалентного железа, распределенные в его решетке вместо части ионов алюминия, то окраска аквамарина обычно очень равномерна.

Прозрачные бледноокрашенные аквамарины диаметром 3 — 4 см не столь уж редки. Начиная с античных времен из них, как и из других бледноокрашенных бериллов, шлифовались превосходные линзы для очков, зрительных трубок и иных оптических приборов. И хотя мы не знаем, откуда взялось само греческое слово бериллос (так в древности называли берилл), но вот немецкое слово брилле — очки — ведет начало от берилла. Кстати, от него же образовалось и название элемента № 4 — бериллия, являющегося одним из легчайших металлов.