admin

Неклассические гранаты

Спессартин

Нежно-розовый, как говорят, «цвета сёмги», спессартин — это гранат гранитных пегматитов (мандариновый гранат). Это марганцево-алюминиевый гранат, и именно марганец окрашивает его, как и все другие минералы, в состав которых он входит, в розовый цвет. Если марганца в составе минерала очень много (больше 40 %), то спессартин приобретает кроваво-красный цвет. Чаще же в его окраске преобладает жёлтый оттенок.

Спессартин был встречен в окрестностях города Шпессарт в Баварии.

Этот гранат не любит солнца и свежего воздуха, иначе он растрескивается и рассыпается в прах. Правда, есть у камня и стойкие ювелирные варианты.

Кроме характерных граненых шариков, спессартин может кристаллизоваться в виде розовых пластинчатых кристалликов. Но и тогда, когда он представлен классическими тетрагонтриоктаэдрами, его обликочень  необычен.

На Урале, недалеко от города Асбест, известны выходы пегматитов со спессартином — здесь он выглядывает из зеленовато-перламутровой слюдки в привычных на первый взгляд формах.

Но что же случилось с многогранниками? Оказывается, сначала эти гранаты образовались в пегматитах и имели, как все пегматитовые гранаты, грани. Но потом в уже «готовые», почти остывшие породы по трещинкам и порам проникали едкие горячие растворы, и гранаты не выдерживали, начинали «подтаивать», как леденец в горячем чае.

Если присмотреться к ним внимательно, то на их гранях можно увидеть тонкие бороздки, растворения. Блеск таких граней мягкий, бархатный, а ребра часто совсем сгладились — растворились. И известные уже нам тетрагонтриоктаэдры превратились в шершавые розовые шарики.

В одном из месторождений США (штат Вирджиния) среди слюдяных пегматитов встречаются и прозрачные ювелирные спессартины массой от 1 до 100 каратов.

Но самые красивые гранаты этой разновидности светящегося солнечно-оранжевого цвета добывают на острове Мадагаскар. Встречаются они также и на острове Шри-Ланка.

Гессонит

Гранаты Шри-Ланки, словно «дублируют» более дорогие камни. Здесь на острове знают не только «цейлонский рубин» — альмандин. Есть свой «дубль» и еще у одного редкого красно-оранжевого камня — гиацинта, ярко сверкающего благородного циркона.

Красно-оранжевый цейлонский гранат гессонит по цвету неотличим от гиацинта. Название свое он получил от греческого слова «эссон» — низкий (его твердость ниже твердости гиацинта). Зато у него есть свои личные достоинства, прежде всего размер.

Гессониты нередко достигают 3 — 4 см (чего у гиацинтов-цирконов не бывает никогда!). А площадь возможной огранки — качество очень важное, оно сильно влияет на стоимость камня.

Есть у гессонита и еще одно оригинальное свойство: издали его оранжевый цвет воспринимается как отчетливо красный, а если поднести его близко к глазам — как медово-желтый.

Хорош цвет гессонита еще и тем, что при искусственном освещении он не только не меркнет, а становится еще ярче и свежее.

Блеском и игрой гессонит резко уступает своему более благородному двойнику: гиацинт блестит и играет, как алмаз, а гессонит более тускло, без игры, иногда как-то смолисто.

Есть среди гранатов Шри-Ланки желтые, почти прозрачные гранаты, совсем похожие на подтаявшие леденцы, их так и называют «канель» — леденец. Но если уж говорить о гессонитах, стоит вспомнить и о красивых гессонитовых щетках из Швейцарии, из Сен-Готарда и особенно об эффектных друзах ярко-оранжевого гессонита из долины реки Ала (Северная Италия, Пьемонт), образовавшихся в трещинах, рассекающих серпентиновые породы. Яркие, как рябина, ягоды граната гессонита сопровождаются здесь темно-зеленым хлоритом и светло-зелеными прозрачными призматическими кристаллами пироксена диопсида. Очень похожие друзы встречаются и у нас на Урале, в Ахматовской копи.

Гроссуляр

Гессонит — минерал довольно редкий и представляет собой малораспространенную, хотя и очень впечатляющую железистую разновидность граната гроссуляра. А вот уж гроссуляр — кальциево-алюминиевый гранат - известен каждому начинающему минералогу.

У камня удачное запоминающееся название: Grassula — крыжовник. Ничего лучше для этого камня не придумаешь! Крыжовенный цвет, крыжовенный размер. Ягода зеленее, ягода желтее, ягода вовсе белесая. А то даже и совсем бесцветным бывает гроссуляр,  как и крыжовник.

Словно в разросшемся саду, множество ягодок такого «крыжовника» «насыпано» в базальтовых лавах Вилюя.

Рыжевато-зеленые ягодки гроссуляра для огранки негодны: нет ни истинной прозрачности, ни яркого чистого цвета. Только в Пакистане встречаются очень яркие травяно-зеленые гроссуляры. Ювелиры называют этот гроссуляр «жад» или даже «пакистанский изумруд» - и этот гранат просачивается на рынок под чужим именем. Похожий зеленый гроссуляр, содержащий воду, — гидрогроссуляр — недавно был найден в Африке, в Трансваале, и тоже был назван «для красоты» трансваальским жадом.

Андрадит

Есть еще одна распространенная разновидность гранатов — андрадит.

Андрадит имеет важную химическую особенность: железо в нем трехвалентное и стоит оно на месте алюминия; это железистый гранат.

Мясо-красный, красновато-бурый или буровато-зеленый андрадитсамый распространенный, самый обычный гранат скарнов. Он может попасться и в пегматитах, и в кристаллических метаморфических сланцах.

Нередко этот гранат так обилен, что его вполне можно отнести к породообразующим минералам. Встречается андрадит и в интрузивных породах. В таких случаях это обычно не просто андрадит, а его разновидности, содержащие заметную примесь титана — шорломит и меланит. Титан придает гранату мрачноватый, но в то же время торжественный строгий черный цвет. Эти гранаты обычно образуют крупные красивые кристаллы. Они встречаются в сиенитовых породах Кольского полуострова, Карелии, Якутии, Норвегии. Иногда из них на Западе даже изготовляют ювелирные украшения специально для траурных случаев.

Демантоид

Более жизнерадостна разновидность андрадита — демантоид, самый блестящий и сверкающий из всех гранатов.

Он единственный из гранатов бывает совсем прозрачным.

Цвет его очень чист и весел, как цвет изумруда. Нередко демантоид так и называют — «уральский изумруд».

Однако хотя среди этих редких гранатов и встречаются яркие экземпляры цвета чистой майской травы, всё же гораздо чаще в цвет демантоида подбавлено оливковое масло. Тогда он, подобно драгоценному оливину, хризолиту, приобретает золотисто-зеленый оттенок.

Это истинно русский драгоценный камень, в других краях он почти и не встречается. Скорее всего, «редкий зеленый гранат» в гранатовом браслете Желткова был именно демантоидом. Княгиня Вера называет его «старинным зеленым камешком», видимо, он был несколько стерт по ребрам граней. Вполне подходит — демантоид сравнительно мягок, его твердость меньше, чем у кварца.

Хризолит и демантоид

На Урале демантоид часто называли хризолитом, часто просто не различали между собой эти камни. Сложилась даже некая традиция — не различать их. Даже в музее Свердловского горного института под этикеткой «хризолиты» лежат зеленые гранаты демантоиды.
Хризолит.

Минералы эти и вправду очень похожи. По цвету они практически вовсе неразличимы. По твердости (6,5 — у этого граната и 6,75 — у хризолита) практически тоже.

Но зато они мгновенно различаются под микроскопом: гранат изотропный, т. е. в скрещенных николях просто черный, а у оливина-хризолита две оптические оси: двупреломление очень сильное и окраски в скрещенных николях яркие.

Ограненный, ярко сверкающий демантоид плохо вяжется с привычным для нас обликом граната. Но и естественные природные формы его выделения необычны. Очень редко можно встретить мелкие кристаллы демантоида — гранатоэдры или еще реже — тетрагонтриоктаэдры. Гораздо чаще это мелкие, подобные слегка вытянутым горошинкам «зернышки», похожие на семена. Итальянцы придумали для них удачное слово — «семена асбеста».

Впервые демантоид был обнаружен в 1860-х годах в золотоносных россыпях около Нижнего Тагила. Позднее в районе Сысерти и на ручье Бобровка (впадающем в реку Чусовую) были найдены и коренные выходы этого минерала — мелкие, не больше метра в длину, трещинки в измененных, замещенных серпентином основных породах. В этих узких трещинках, заполненных поперек растущими волоконцами асбеста, и сидят зернышки и мутные, жирноватые на вид желвачки демантоида.
Демантоид.

Если каменное зернышко расколото, видно его радиально-лучистое строение. Волоконца и пучки тончайших асбестовых нитей не только плотным войлоком обволакивают зернышки снаружи, но и нередко протыкают, прорастают их. А желвачки хотя с виду и достигают сантиметра или даже полутора, но внутри состоят из тесно прижатых мелких зерен. Так что крупный демантоид - это очень большая редкость. И все же было найдено два крупных кристалла — 29,8 г и 50,5 г.

Демантоид — истинно уральский камень, он связан с хромсодержащими зеленокаменными породами Урала, и яркая окраска этого кальциево-железистого граната обусловлена именно сочетанием железа и хрома. 

Топазолит

У этого уральца - демантоида - есть итальянский «родич» — тоже редкий прозрачный янтарноили медово-желтый гранат очень близкого состава - топазолит. Как и демантоид, он встречается в трещинках серпентинитов и тоже практически в единственном месте мира — в Италии (Пьемонт).

Уваровит

На Урале есть еще один необычный гранат — уваровит (псевдоизумруд).

Зеленее его просто не бывает! Это и понятно: демантоид окрашен в зелень примесью хрома, а в уваровите хром — один из главных компонентов состава.

Уваровит — гранат кальциево-хромовый. Хром в нем почти полностью занимает место алюминия. И встречается он не в хромсодержащих породах, а прямо в хромитовых рудах. Трещинки и пустотки выщелачивания сплошь, как сверкающим зеленым газоном, выстланы корочками уваровита.

Красив уваровит необычайно: вся корочка состоит из мелких (1 — 2 мм), но прекрасно ограненных кристалликов с идеально гладкими и потому непрерывно, при малейшем повороте сверкающими гранями.

Гранить его нельзя — мелок. Но и не нужно: его природная красота не нуждается ни в какой огранке.

Гранатит

Заканчивая рассказ о гранатах, к описанию их совершенств стоит добавить еще одно.
Гранатиты. Слева гадолиний-галлиевый, два правых - иттрий-алюминиевые.

Совершенство их плотной и емкой структуры вдохновило физиков на создание однородных, оптически идеальных гранатов с примесью неодима. Они соперничают с рубинами в качестве основных элементов для твердотельных лазеров, но главное их будущее — емкая «память» электронных счетных машин. С восхищением приняли алмазоподобные сверкающие гранатиты в семью самоцветов и самые взыскательные специалисты-самоцветчики.