Биодинамическое сельское хозяйство
«...В наши дни, во время перехода от Кали-Юги к светлой эпохе, вырождается не только моральное развитие человечества, но и всё то, что производит человек из земли и из находящегося непосредственно на ней.
Это подтверждается сегодня статистически, это обсуждается, например, в сельскохозяйственных объединениях, но люди бессильны в отношении этого.
Так что, сегодня, даже в материалистически работающем хозяйстве, если там хозяйствуют не беспечно, а размышляют о вещах, проявляющихся день ото дня, или, по крайней мере, год от года, можно прикинуть, за сколько десятилетий продукты дегенерируют так, что их будет уже нельзя использовать для питания человека, и это случится ещё до конца нашего столетия.
Таким образом, речь идёт о вопросе, который самым серьёзным образом может считаться, я бы сказал, космически-земным вопросом.
Именно в сельском хозяйстве обнаруживается, как это необходимо, извлечь из духа те силы, которые сегодня совершенно неизвестны и значение которых не только в том, чтобы кое-что немного улучшить в сельском хозяйстве, но от них зависит, смогут ли люди вообще продолжать свою жизнь в физическом смысле на Земле. Ведь, человек живёт тем, что приносит Земля».
Рудольф Штайнер,
из введения в «Сельскохозяйственный курс»
Введение в биодинамическое земледелие
Биодинамический метод ведения сельского хозяйства возник, на основе советов и инструкций, которые Рудольф Штейнер дал группе фермеров и садоводов в последние годы своей жизни.
Д-р Штейнер (1861-1925) известен, как основатель «Антропософии» («мудрость человека» — греч.), философского направления, которое рассматривает духовную сущность человека и окружающего его мира, с научной точки зрения.
Такой подход может оказать существенную помощь в решении культурных и экономических проблем, а также, в поисках ответа на фундаментальные вопросы человеческой жизни.
Те фермеры и садоводы, которые, после 1-ой мировой войны, обратились к д-ру Штейнеру, отдавали себе отчёт в том, что их продукция постепенно теряет своё качество и питательную ценность.
Данные им советы вылились в серию из восьми лекций, прочитанных Штейнером в июне 1924 года в Кобервице (Силезия).
В течение последующих сорока лет биодинамический метод использовался, главным образом, в странах, обладающих высокоразвитой системой земледелия, таких, как Англия, ряд стран Северо-Западной и Центральной Европы, и в Северной Америке.
Однако, постепенно, он распространяется и на другие регионы.
Название «биодинамический» указывает на специфику принципов, положенных в основу этого метода.
Этот термин возник из двух греческих слов: «биос» — жизнь и «динамический» — находящийся в процессе движения, изменения.
Работа с живыми растениями, растущими на почве, полной жизни, предполагает воздействие, главным образом, на первичные процессы, формирующие и поддерживающие жизнь, а не на составляющие её кирпичики материи.
Последними также нельзя пренебрегать, но они должны быть поняты в их отношении к организму, как таковому.
Растения тесно связаны со своей средой
Рассматривая всю совокупность явлений природы, к которой принадлежит и человек, поскольку он биологическое существо, мы отмечаем различные степени независимости организмов от окружающей их среды.
В частности, человек, как известно, создаёт защиту для своего тела от жары, холода и других внешних воздействий.
В своих физиологических функциях он почти не зависим от среды, но, отнюдь не полностью.
В его организме существуют ритмы, которые следуют дневным, месячным и иным ритмам природы.
Его собственные ритмы не всегда могут абсолютно совпадать с природными, но они возникают и длятся в тех же временных границах.
Животные, особенно дикие, в гораздо большей степени зависят от среды обитания.
Экологические исследования дают достаточно много интересных примеров этой зависимости.
И, наконец, растения — их прорастание, рост, созревание и плодоношение целиком зависят от земных и космических факторов, что одинаково верно по отношению и к отдельному растению, и к их сообществу.
Эти факторы включают в себя почву, атмосферу, сообщества взаимонеобходимых ползающих и летающих насекомых, птиц, червей, грызунов и т.д.
Сюда относятся также свет, тепло и различные формы космической радиации.
Кроме того, каждое растение взаимодействует с другими растениями того же или иных видов, растущими рядом.
В природе, не тронутой человеком, каждый участок земли создаёт своё собственное специфическое сообщество растений.
Какие растения и в каком количестве будут входить в него, зависит от всего комплекса факторов роста в данной среде обитания.
Хотя, человек сориентирован, в первую очередь, на то, чтобы выращивать те растения, которые ему нужны в утилитарных, практических целях, всё же, надёжный метод ведения фермерского и садового хозяйства должен начинаться с формирования здоровой среды обитания, если мы хотим, чтобы растения хорошо росли и имели высокую питательную ценность.
Вот почему биодинамический метод ставит перед собой цель — создать сад или ферму, как единый организм.
Известно, что организм состоит из органов, каждый из которых имеет специфическую функцию.
Если один из них — болен, другие также страдают.
Активность одного отдельного органа должна находиться в оптимальном отношении к активности других.
Эта концепция — полностью применима к биодинамическому саду или ферме.
Конечно, следует иметь в виду, что полное достижение этой цели, в большинстве случаев, невозможно.
Но это не мешает нам пытаться приблизиться к ней, как можно ближе.
Арсенал биодинамических средств
Существует богатый арсенал биодинамических специфических средств.
Он включает создание продуктивной и сбалансированной почвы и применение хорошо подготовленных удобрений (об этом пойдёт речь в дальнейшем).
Использование растений-спутников, смешанные посадки и чередование культур, входят в число методов биодинамической практики так же, как защита сада от иссушающего или просто сильного ветра с помощью посадок деревьев и кустарников.
Многие растения лучше развиваются, если место их произрастания частично замкнуто, так что испаряющаяся влага остаётся у поверхности почвы.
Для этой цели используют кустарники, живые изгороди, чередующиеся посадки высоких и низких растений.
Сбалансированное растение
Обычно, не самое большое и не самое продуктивное растение обеспечивает максимальную питательную ценность урожая, а, так называемое, сбалансированное растение.
Мы хотели бы объяснить это понятие.
Растение свободно растёт между небом и землёй. Почвенные факторы роста — вода и минеральные элементы — обеспечивают развитие его массы.
Солнечные факторы роста — свет и тепло — обусловливают окраску, приятный аромат, дают плодам зрелость.
Важно не переоценивать почвенные факторы и создавать лучшие условия и для проявления действия солнечных, космических факторов, от которых во многом зависит качество плодов.
Мы называем растение сбалансированным, если оно выращено при сбалансированном влиянии двух групп формирующих его сил — земных и космических.
Этот баланс не является постоянным, он всё время сдвигается, изменяется.
Так оно и должно быть, поскольку речь идёт о живом организме.
Основа — забота о почве
Действие факторов, о которых говорилось выше, зависит, кроме всего прочего, от ухода за почвой, что включает её механическую обработку и удобрение.
Цель такой работы — сформировать продуктивную почву.
Возделывание продуктивной почвы требует минимальных затрат труда, и, в то же время, такая почва даёт максимальную отдачу, при достаточном количестве влаги, солнечного света и удобрений.
Растения, растущие на продуктивной почве, меньше страдают от неблагоприятных погодных условий.
Продуктивная почва — это, прежде всего, «живая» почва.
Поэтому, в биодинамическом методе основная цель удобрения земли — сделать почву живой.
Живая почва снабжает растение всем необходимым, при условии, конечно, что органическое вещество возвращается в почву в виде удобрений.
Вместе с тем, оживление почвы охватывает широкий круг вопросов и не сводится к внесению органических удобрений.
Как сказал д-р Пфайффер в 1956 году, это значит, что мы «возвращаем почве сбалансированную систему функций.
Это требует от нас отношения к почве, не как к смеси химических, минеральных и органических агрегатов, но, как к живой системе.
Поэтому, мы и говорим о живой почве, включая в это понятие и жизнь микроорганизмов, и условия, при которых эта жизнь может полностью развиваться и сохраняться».
Таким образом, данный подход не следует смешивать ни с обычной концепцией химических удобрений, ни с обычной органической концепцией.
Развитие нового представления об удобрении
В первые годы, после появления химических удобрений, приблизительно 100 лет назад, эффективными считались только некоторые химические питательные элементы, преимущественно фосфор и калий.
Это представление родилось после того, как присутствие этих элементов было обнаружено в золе растений.
На этом основании возник вопрос: истощается ли почва, из которой растения извлекают фосфор и калий?
Внесение их в почву явно увеличивало урожай.
Скоро к первым двум элементам присоединился азот.
Соли, содержащие эти основные питательные элементы, стали, всё в больших количествах, вносить в почву.
В свете наших сегодняшних знаний это были весьма примитивные попытки воздействия на продуктивность сельскохозяйственных растений.
Постепенно список питательных элементов, необходимых растению, становился всё длиннее и длиннее.
Сегодня, в результате хорошо поставленных продолжительных исследований, в дополнение к первоначальным МРК (азот, фосфор, калий), применяют ряд других питательных элементов, включая микроэлементы.
(Следует напомнить, что уже в 1924 году д-р Штайнер, в своих лекциях по агрономии, указывал на значение для растений элементов, присутствующих в почве и воздухе в очень низких концентрациях.)
В связи с вышесказанным, мы хотели бы обратить внимание на следующее.
В начале эры химических удобрений было достаточно внести в почву только небольшое количество минеральных удобрений, поскольку почва и почвенные микроорганизмы обеспечивали остальное.
Мы знаем, что, для нормального питания растений, требуется не только наличие в почве всех питательных веществ, но и протекание в ней жизненных процессов, благодаря которым растения получают эти питательные вещества.
Существует достаточно экспериментальных доказательств простого утверждения, что нет такого химического способа, который мог бы создать в почве сбалансированный, соответствующий сезонам запас питательных элементов, необходимых для растущего растения.
Тот факт, что какое-то время можно получать удовлетворительные результаты, за счёт только неорганических удобрений, отнюдь не доказывает обратного.
Регуляция функций почвы и почвенной жизни, в этом случае, не прекращается сразу же после внесения минеральных удобрений: она исчезает постепенно, в течение длительного периода.
Органические удобрения содержат все необходимые для растения питательные элементы, поскольку они образовались из живой материи.
Хотя, они могут быть не сбалансированы, в том или ином отношении, они всегда содержат определённый комплекс нужных веществ.
Органические удобрения обеспечивают питанием также «растущую и ползающую» жизнь в почве: бактерии, грибы, дождевых червей и мириады других организмов, которые, переваривая органические вещества, снабжают почву стабильным гумусом, формируют почвенную структуру и противодействуют бактериальным и грибным болезням и даже некоторым вредителям.
В этих жизненных процессах образуются также доступные для растений питательные вещества. Таким образом, именно живая почва кормит растения.
Поскольку биодинамический метод предусматривает специфическое использование органических удобрений, он, в некоторых существенных аспектах, отличается от традиционной органической концепции.
Даже обычная садовая почва, сколь богатой бы она ни была, обычно содержит не более 4-5% органического вещества.
В почве должен существовать баланс между неорганическими минералами, песком, глиной, известью и другими элементами, оказывающими влияние на рост растений.
Лёгкие почвы требуют значительного улучшения, путём внесения в компост относительно небольших количеств размолотой вулканической породы и глины.
Если существует дисбаланс или дефицит питания в почве, он должен быть исправлен, с тем чтобы почвенные организмы могли эффективно делать своё дело.
Не всякое органическое вещество может быть хорошим удобрением.
Несбалансированный рост, разросшиеся или водянистые ткани — это следствие плохо приготовленных органических удобрений и несбалансированного питания.
Грубое органическое вещество стабилизируется, в процессе компостирования.
Поэтому, компостная куча, в которую идут все сорняки, мусор, кухонные отходы и другие доступные органические материалы, является неотъемлемой частью биодинамического сада.
Мириады низших животных, включая, конечно, дождевых червей, обитают в компостной куче.
Благодаря их жизнедеятельности происходит быстрое превращение грубых органических веществ в стабильное соединение тёмного цвета.
Существуют разновидности специальных компостов.
Богатые и спелые компосты добавляют в почву питание, улучшают её структуру, исправляют кислотность и т.д.
Специальные компосты из листьев, из торфа или хвои могут использоваться для выращивания растений, предпочитающих более кислую реакцию.
Сорняки и травы обогащают компост минеральными элементами и быстрорегулирующими факторами.
Давно использую такой подход, на здоровой почве выращиваю овощи и фрукты, позволяющие жить не болея. От здорового картофеля улетел колорадский, а одуванчики у меня до 80 см. Ростом и их цветы до 7 см в диаметре и сладкие.
Единственное, в чём, наверное, проблема, так это в том, что промышленным способом так за землёй ухаживать не получится. Хозяин у земли должен быть, который о ней заботится, а не просто посылает трактора по графику...