Древнегреческая каменная мозаика
Из цветного камня издавна делали самые разные украшения, ваяли скульптуры, воздвигали памятники, красивым камнем украшали предметы царей и вельмож, облицовывали здания, из него высекали саркофаги.
Изделия из камня ярко свидетельсвуют о времени и месте их создания. К замечательным творениям из цветного камня эллинистического мира относится Пергамский акрополь (III век до н. э.), возвышавшийся на 270 м над долиной реки Каик, в котором были царские дворцы с великолепными мозаичными полами.
Особенно интересной была замусоренная
комната в одном из дворцов. Назвали ее так потому, что на мозаичном полу кусочками пестрого мрамора и стеклообразной пасты был изображен… мусор! Глядя на пол, казалось, будто только что закончился обильный пир и слуги еще не убрали увядшие листья цветов, скорлупу орехов, осколки разбитой посуды, косточки рыбы и птицы и т.п. Эта мозаика была настолько правдоподобной, что человек, впервые проходя по этой комнате, приподнимал край одежды и осторожно обходил мусорные кучи
. Удивительное применение человеческого гения. Сейчас это понять довольно сложно. :-)
На фото справа - Пергамский акрополь, Бергам, Турция.
В другой комнате дворца на черном фоне мраморной мозаики были воспроизведены цветы, саранча, грызущая листья, дети, бегающие за бабочками, соловьи, дятлы и нарядный зеленый попугай, различные орнаменты.
Выдающимся памятником искусства служит мозаичный каменный пол комнаты для омовения в доме богатого горожанина Херсонеса, относимый к первой половине II в. до н. э.
Херсонес находится на окраине современного Севастополя и был основан выходцами из малоазиатского греческого города Гераклеи на южном берегу Черного моря в Y в. до н. э. и просуществовал до середины XY века.
На фото справа - Византийская мозаика, 6 век н. э. Херсонесский музей.
На этой мозаике изображена бытовая сцена. Центр композиции занимают две нагие женщины, между ними находится чаша для омовения, на краю которой сидит птица; вторая птица изображена над чашей.
Выполнена херсонесская мозаика из морской гальки, овальной формы.
Все камни мозаики, кроме камешков по контуру изображений, лежат плашмя. В мозаике используется три основных цвета – белый, желтый и темно-синий. Только для обозначения некоторых деталей использована красная и зеленая галька. Темно-синию гальку брали, скорее всего, на пляже мыса Фиолент, сложенного окатанными обломками местных вулканических пород. Все остальные гальки собраны на месте. Фон мозаики синий, на нем контрастно выделяются изящные женские фигуры, выложенные из гальки белого и желтого цвета.
Хотя мозаика изготовлена всего в три цвета, но и при таком небольшом наборе художник добился их гармоничного сочетания и значительного красочного эффекта.
Эта мозаика выстилала пол комнаты для омовения, и цвет смоченных водой камней становился ярче и насыщенней.