Мозаика из камня
Искусство выкладывания небольших разноцветных кусочков на цемент в качестве облицовки и украшения стен, полов и других поверхностей называется мозаикой.
Мозаика с использованием самоцветных камней известна с давних времен. Еще в IV в. до н.э. древнегреческие и древнеримские мастера использовали для создания прекрасных композиций на полу и на стенах кусочки натуральных камней. Это искусство очень популярно как среди профессиональных мастеров, так и среди любителей, потому что каменная мозаика одновременно и утилитарна, и декоративна. Мозаика из камня украшала храмы, дворцы, мавзолеи. Раньше укладка мозаики из камня была сложным и кропотливым занятием, для её составления часто использовался дорогой камень, а сегодня мозаика из камня становится доступной все большему числу людей.
Многообразие цветов и фактур различных видов натурального камня способно создавать яркие, оригинальные мозаичные панно и картины - как орнаментальные, так и сюжетные.
Обычно в мозаиках может применяться камень, который остался от других работ, но для высокохудожественной и качественной мозаики нужен материал высокого качества, а недостатки, негодные на изготовление кабошонов или ограненных камней из-за малого размера или других недостатков.
Обилие природных камней дает бесконечное разнообразие цветов и оттенков, сделать можно всё, что угодно! Естественные цвета камня могут быть мягкими и тонкими или смелыми и яркими согласно теме архитектуры.
Материалом для мозаик могут служить (помимо камня) также керамические или стеклянные плитки, целые или разбитые на мелкие куски. Глазурованные материалы предпочтительнее, так как они богаче по цветовой гамме и более эффектны.
Поверхности неотполированных пластин природных камней хоть и обладают ярким цветом и контрастностью, но в полной мере этих качеств не проявляют. Гораздо больший эффект получается от пластин полированных.
Красочные мозаики делают из мелких галтованных камней, кусков полированных пластин и осколков ювелирного материала. Очень хороши кристаллические материалы, камни группы кварца, так как поверхности излома у них гладние и блестящие. Дробленый агат, халцедон и яшма дают тусклый блеск, но для некоторых деталей мозаики этот эффект может оказаться очень кстати.
Плитки из керамики и стекла раскалывают на мелкие куски кусачками или, если плитки большие и толстые, разбивают на закаленном стальном зубиле, вбитом в тяжелую деревянную колоду острием наружу. Чтобы не повредить глаза, при работе надевают защитные очки.
Пластины, полученные после распиловки алмазной пилой из-за тусклого цвета, как правило, в мозаике не применяют. Для усиления цвета их шлифуют мелким абразивным порошком до получения хорошего блеска, а затем для увеличения яркости цвета полируют. Такие пластины применяют для получения высококачественных мозаик - для украшения крышки стола, шкатулки, колонны, и т.п.
В этом случае лучше всего применять плитки из цветного камня толщиной 8 – 12 мм, а затем распилить их на полоски, которые раскалывают затем поперек на квадраты. Большинство из них получаются неправильной формы, но углы и острые края можно убрать кусачками.
Для получения геометрически правильных мозаик используют полированные пластины и кубики, которые распиливают на треугольники, прямоугольники или квадраты.
Для мозаичных работ используют кубики и пластины разного размера. Размер их зависит от размера всей мозаики, но существует общее правило: если размер мозаики в целом меньше чем 30 см х 30 см, то размер отдельных кусочков не должен быть более 5–7 мм.
Для мозаик более одного метра в длину можно использовать кусочки в 75 – 100 мм. Мозаики смотрятся более профессионально и красиво, если все кусочки, её составляющие, имеют примерно один и тот же размер. Однако красивые по рисунку и цвету куски разных размеров могут быть вполне использованы в узоре как отдельные особые элементы – все зависит от творческого замысла мастера.
Мозаики выкладывают на разных основаниях. Используют фанеру, прессованную древесину, цемент, бетон, и другие материалы. Многое зависит от назначения мозаики и ее размера. Например, для стен панели лучше всего делать с основанием из водостойкой фанеры толщиной 12 мм для площади 0,2 м кв и меньше, толщиной 15 мм для площади до 1,5 кв м, толщиной 18 мм для более крупных панелей.
Бетонные основания с заделанной в них для упрочения проволокой могут быть толщиной от 12 мм, если мозаика небольшая, до 50 мм, если мозаика большого размера.
При этом применяют специальную сетку из проволоки, как при изготовлении армированного бетона. Проволока стягивает бетон и препятствуюет появлению мелких трещин.
Фанерные основания для мозаики вырезают по размеру и покрывают несколькими слоями водонепроницаемого состава. Деревянные основания обычно обрамляют полосками меди, латуни, алюминия или деревянными рейками. Такое обрамление не позволяют цементу и плиткам выступать за край мозаики, а также придает работе законченность. Стороны деревянных реек, которые будут соприкасаться с цементом, нужно покрыть водонепроницаемым составом. Скрепляют металлические и деревянные полоски с основанием с помощью шурупов или небольших гвоздей с круглыми шляпками.
Обычно стандартным цементом для крупных мозаик является смесь из одной части портландцемента и трех частей чистого промытого песка. Воду добавляют понемногу, пока смесь не станет однородной и густой. Можно применять и обычный известковый раствор, которым пользуются при кладке кирпича. Мозаику на цементе нужно накрыть мокрой тканью и поддерживать во влажном состоянии семь дней, чтобы цемент затвердевал медленно. Это обеспечит хорошую прочность и поможет избежать появления трещин.
Для небольших мозаик в качестве основания применяют шпаклевку, которую наносят на дерево, а затем вдавливают в нее кусочки камня по рисунку мозаики. Но основание из шпатлевки менее прочно, чем из портландцемента.
Применяют для мозаичных работ и клей ПВА. ПВА полезен также для приготовления замазок из толченых камней для ремонта или заполнения пустот в законченной мозаике. Камень нужного цвета истирают в порошок и смешивают с клеем, чтобы получилась паста, которую вдавливают в трещины, углубления и дают ей возможность высохнуть. Потом ее выравнивают и полируют.
С успехом в мозаичных работах применяют эпоксидный клей, казеин, мастика для ремонта крыш, битумную мастику и некоторые другие материалы.
Каменная мозаика хороша в гармонии с другими элементами декора, а также в независимом исполнении.