Современная художественная обработка янтаря
Художественной обработке янтаря предшествует целый ряд специальных подготовительных операций.
Сначала на обогатительных предприятиях янтарь отмывают и сортируют. Вид у него довольно невзрачный, камень покрыт коричневой окисленной корочкой.
В таком состоянии янтарь попадает в подразделения массового производства, где с него снимают корочку, т. е. обдирают одну из поверхностей, полируют ее и смотрят, что из себя представляет раскрывшийся
материал.
В специальном раскроечном отделении ящики с намытым и просушенным янтарем стоят у столов работниц, которые специальным ножом с искривленным лезвием снимают с янтаря окисленную корочку и придают куску янтаря форму одного из будущих изделий.
Затем обработка янтаря проходит в залах камнерезного отделения, в котором обрабатывается не только натуральный, но и плавленный янтарь. Из него получают около 500 видов изделий.
Заготовки будущих изделий представляют собой грубо обработанные куски природного янтаря. На абразивном станке им придается нужная форма. Эта операция называется обдиркой или грубой шлифовкой.
Тонкую, окончательную шлифовку янтаря производят на шлифовальных кругах с мелкозернистой абразивной бумагой или фетром и войлоком.
Полируют на бязевом круге, натертом специальной пастой из янтарной стружки, парафина и мела.
После полировки янтарь оживает, играют его мельчайшие оттенки, вызывая различные зрительные образы и картины – краски золотой осени, золотистые стволы сосен, бушуещее море с пенистыми полосками прибоя и иные фантастичные картины, созданные природой.
Одно из самых больших подразделений янтарного предприятия занимается изготовлением бус - самым востребованным товаром. В камнерезном отделении производятся разные по форме бусины: круглые, граненые – до 64 граней, удлиненные, декоративные и другие.
Художниками разработано более двухсот моделей янтарных бус, разных по цвету, размерам, порядком расположения бусин, огранкой.
Если нужно получить круглые бусины, то их полируют, через просверленные отверстия нанизывают на нитку – и изделие уже готово.
Получение граненых бус требует дополнительной обработки бусин. Грани постепенно наносят на вращающуюся бусину с помощью стальной, заточенной с конца палочки. С каждым поворотом вращающаяся бусина теряет круглые очертания, на ней появляются все новые и новые грани. Граненую бусину полируют быстрыми прикосновениями мягкого войлока вращающегося круга. После этого она становится блестящей и загорается мягким, теплым, солнечным светом. Контур декоративных бусин подчинен естественным формам куска янтаря. Такие бусины никогда не бывают симметричными.
При сборке бус горят лампы искусственного света, а окна зашторены, так как янтарь лучше смотрится при искусственном освещении. Каждая бусинка вспыхивает живым теплым светом. Так рождаются янтарные бусы, полюбившиеся многим людям в разных странах по всему миру.
К каждому куску янтаря настоящий мастер относится трепетно, откывая окно в удивительный мир творений живой природы.
Пластические возможности янтаря очень разнообразны.
Порой достаточно всего лишь немного подчеркнуть резцом мотив – игру красок, линий, уже созданных природой, и кусок янтаря превращается в красивейшее изделие
Художники стараются использовать удивительную способность янтаря сочетаться с серебром, золотом, слоновой костью, черным деревом, эмалью и драгоценными камнями, изготавливая из него броши, перстни, серьги, колье, браслеты, запонки, пояса и другие прекраснейшие изделия.
У одних художников металл выступает как равноценный партнер, у других – янтарь играет ведущую роль, а металл – лишь второстепенную.
Некоторые художники предпочитают ажурную оправу, так называемую филигрань, зернь (шарики металла меньше булавочной головки), кольчужное плетение, оксидированное серебро. Для других важнее чеканка, черненение, окаливание, блестящая полировка, гравировка, эмалирование.
Главная особенность художественного направления обработки камня – соединение декоративных достоинств солнечного камня с традициями русского ювелирного искусства.
Металл и янтарь
Понимание гармонии металла с янтарем пришло не сразу, так довольно долгое время раньше считалось, что янтарь с драгоценными металлами не сочетается. Металл не подчеркнет мягкие тона янтаря в изделии, а затмит его своим блеском. В подобных утверждениях была своя доля истины.
Тем не менее художественный поиск соединения драгоценного металла с янтарем привел к большому успеху. Например, если благородному металлу придать своеобразную ажурную форму – филигрань, то металл уже не подавит своим блеском янтарь, а наоборот - подчеркнет природную красоту игристого камня.
Искусство филиграни на Русь пришло из восточных стран и приобрело здесь новый оттенок. Не каждый янтарь подходит к золоту и серебру: не гармонируют с драгоценными металлами малопривлекательные непрозрачные камни, а прозрачные и с красноватым оттенком янтари, содержащие радужные блестки, прекрасно сочетаются с драгоценным металлом.
Каление
В природе такие янтари встречаются не так часто, зато в лабораторных условиях можно не только просветлить матово-желтые янтари, но и получить искристые блестки.
Процесс осветления янтаря называется калением. При калении изделие покрывается красной корочкой, а внутри его возникают искрящиеся трещинки, которые расходятся веером, напоминая рыбью чешую. Такие трещинки называют золотыми лучами
. Осветленный таким образом янтарь с оставленной снизу и с боков прокаленной корочкой имеет красивый вишневый цвет.
Каленый янтарь, оправленный золотом, оказался очень красив: металл не соперничал и не угнетал камень, а отдавал ему часть своей красоты. Замечательное сочетание.
Янтари с включениями
Янтари с природными включениями особенно ценятся мастерами. Такими включеями могут быть пузырьки воздуха, хвоя, листочки растений, кора дерева, капельки воды, мушки и т. д. Художники умело используют внутреннее строение камня, виртуозно сочетая его с оправой в металле.
Разнообразие природных форм янтаря, сочетание прозрачности и блеска с богатством рисунка и цветовой гаммы давали множество возможностей для применения камня. Необходимо было находить специальные способы крепления для вспомогательных деталей новых изделий. Такими способами крепления стали булавки, оправы, заколки, зажимы и т. д. Особенно характерна свободная подвеска на шиповых закрепах
, когда шип-проволочка с загнутым колечком вклеивается в высверленное в янтаре отверстие. Крепление выгодно подчеркивает выразительность и красоту янтаря. То же самое относится и к оправам со вставкой из янтаря.
Одной из форм янтарных вставок является обкатка мелких кусочков янтаря в специально вращающихся барабанах. После обработки такие кусочки называют окатышами. Полученнные таким образом полированные цветные янтари неопределенных форм позволяют создавать красивые ожерелья, бусы и иные украшения, восхищая людей разных стран ювелирной тонкостью работы.